Целевая аудитория: Подростки
Краткое описание: Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации готовности старшего школьника к профессиональному самоопределению путем коррекции особенностей его мотивационной сферы.
В вопросе готовности к профессиональному самоопределению большое значение имеет мотивационная сфера самого старшего школьника, его внутренняя ориентация на решение данной задачи развития, наличие у него необходимого психологического ресурса. Недостаточно развитая мотивационная сфера старшеклассника может стать серьезным препятствием для всех профориентационных мероприятий и учебных занятий, направленных на помощь подростку в решении задач профессионального самоопределения. В связи с чем, коррекция мотивационной сферы старших подростков для формирования готовности к профессиональному самоопределению на современном этапе приобретает особую практическую актуальность и необходимость к разработке соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Программа коррекции особенностей мотивационной сферы старшего школьника с целью повышения его готовности к профессиональному самоопределению «Я знаю, кто я и чего хочу» ориентирована на учащихся 10-11 классов (приблизительный возраст 15-18 лет), испытывающих трудности в профессиональном самоопределении.
Программа «Я знаю, кто я и чего хочу» предполагает реализацию вне отрыва от учебной деятельности старшего школьника и с учетом ведущей деятельности данного возрастного этапа. По форме работы предполагает групповые занятия со старшеклассниками в кабинете педагога-психолога во второй половине дня
Разработанная программа рассчитана на 32 занятия и при проведении двух занятий в неделю может быть реализована за 4 месяца. Она включает в себя специальные приемы тренинговой деятельности, направленные на развитие навыков самоанализа, общения, релаксации, элементы психогимнастики и когнитивно-поведенческого подхода, арт-терапии, психодрамы, что в целом представляет собой компиляционный подход к работе с мотивационной сферой в старшем школьном возрасте.
Перед началом коррекционно-развивающих занятий и после их реализации проводится групповая диагностика с целью определения уровня достигнутых в процессе занятий положительных изменений.
Цель – коррекция особенностей мотивационной сферы старших школьников для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Программа предполагает реализацию следующих задач.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие и усиление учебной мотивации старших школьников.
- Повышение осведомленности о мире профессий.
- Развитие внутренних индивидуально значимых и внешних положительных мотивов выбора профессии.
- Структурирование системы ценностей, формирование позитивного самоотношения.
- Развитие ориентации на успех у старших школьников.
Диагностические:
- Изучение мотивов выбора профессии старших школьников.
- Исследование мотивации достижения и мотивации избегания неудач у старших школьников.
- Изучение мотивации обучения старшеклассников.
- Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению старшего школьника.
Воспитательные:
- Отработка эффективных форм взаимодействия с окружающими.
- Освоение норм социального поведения.
- Формирование личностных качеств учащегося.
Данная программа включает в себя следующие этапы:
1. Диагностический. Проведение диагностики мотивов выбора профессии, мотивации достижения, учебной мотивации и готовности к профессиональному самоопределению у старшего школьника.
2. Практический. Осуществление реализации программы.
3. Оценочный. Проведение итоговой диагностики, с целью определения эффективности программы.
4. Этап обратной связи. Консультирование участников программы, родителей и педагогов по поводу получившихся результатов.
Срок реализации программы: 4 месяца. При невозможности проводить два занятия в неделю, допустимо реализовать программу в течение 6 месяцев.
Частота занятий: два раза в неделю. Длительность одного занятия соответствует длине школьного урока. В случае, если к концу занятия группа не будет готова его закончить, допустимо продление занятия на величину школьной перемены.
Организация: групповые занятия со старшеклассниками в кабинете педагога-психолога во второй половине дня. Местом проведения также может быть классная комната с письменными столами, большим количеством стульев и свободным пространством.
Достигнутый результат и методы верификации: Результативность реализации программы отслеживается путем анализа результатов динамического наблюдения, анализа данных диагностических обследований, которые проводятся индивидуально до начала занятий и после завершения программы.
Эффективность программы оценивается по степени приближения к ее основной цели.
Работа по программе может считаться эффективной, если по результатам выходной диагностики наблюдается положительная динамика особенностей мотивационной сферы и увеличение готовности старших школьников к профессиональному самоопределению.
После реализации программы возрос средний балл в отношении показателей мотивации достижения, т.е. старшие школьники после реализации программы стали в большей степени ориентированы на успех. Они чаще стали выражать стремление к максимально возможному лучшему результату деятельности.
После реализации программы старшие школьники в вопросе выбора профессии стали больше мотивированы индивидуально значимыми мотивами выбора профессии и внешними положительными мотивами выбора профессии. При этом влияние отрицательных внешних мотивов на процесс профессионального самоопределения уменьшился. Старшеклассники в вопросе выбора профессии стали ориентироваться на индивидуально значимые особенности той или иной профессии, свои предпочтения, возможный уровень достатка и общественного уважения, и теперь реже склонны выбирать профессию из-за страха разочаровать окружающих, под давлением родственников и возможных санкций.
После реализации программы возросла выраженность общего уровня учебной мотивации у старших школьников, а также ее компонентов: социального, куда входит мотив социальности знаний, и познавательного, включающего в себя широкие познавательные мотивы учения, узкие и мотив саморазвития в обучении. После реализации программы старшеклассники в целом стали больше мотивированы в вопросе школьного обучения. Для старшеклассников повысился личностный смысл обучения в школе, были определены индивидуальные аспекты, которые делают образование значимым лично для них.
После реализации программы старшие школьники стали в большей степени уверены в возможности самостоятельно сделать верный выбор своего будущего образовательного маршрута.
Проверка эффективности программы осуществлялась с использованием статистического критерия U-Мана-Уитни. Были определены различия между экспериментальной и контрольной группами после эксперимента по значениям мотивации достижения (p≤0,01), по значению внутренних индивидуально значимых мотивов выбора профессии (p≤0,05), по выраженности общего уровня учебной мотивации (p≤0,001), а также ее компонентов: познавательной учебной мотивации (p≤0,001) и социальной (p≤0,05), по выраженности мотива саморазвития (p≤0,001), а также в отношении готовности к профессиональному самоопределению старших школьников (p≤0,05).
В связи с тем, что у экспериментальной группы после реализации программы были обнаружены статистически значимые сдвиги компонентов мотивационной сферы и готовности к профессиональному самоопределению, мы можем судить об эффективности программы "Я знаю кто и чего хочу", так как она позволяет достичь поставленной цели, а именно: позволяет корректировать особенности мотивационной сферы старших школьников с целью повышения их готовности к профессиональному самоопределению.
Период реализации: 01.09.2021-30.05.2022