Целевая аудитория: Подростки
Краткое описание: Практика направлена на раннюю профессиональную ориентацию учащихся.
Цель – сформировать у детей готовность к труду, воспитать качества, способности, свойства для дальнейшей профессиональной деятельности, оказать профориентационную поддержку школьников во время выбора профессии.
Задачи:
1. Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
2. Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
3. Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: проектов, уроков, экскурсий и т.д.
4. Совместно с заведениями среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Профессиональная ориентация – это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений.
Можно выделить пять основных компонентов профессиональной ориентации учеников: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая, как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации, связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Практика реализуется с помощью следующих мероприятий:
– проект «Шоу профессий», который в формате ярких видеовыпусков рассказывает о самых важных и интересных профессиях;
– встречи с интересными людьми, государственными и общественными деятелями, специалистами сферы культуры и спорта, представителями коммерческого сектора и другие эксперты, являющиеся носителями актуальных знаний;
– проект «Билет в будущее», который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование»;
– производственные экскурсии, основная цель которых состоит в том, чтобы дать учащимся общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное продемонстрировать производственный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства;
– тематические классные часы, литературные гостиные и мастер-классы.
Достигнутый результат и методы верификации: Практика позволяет помочь учащемся верно ориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также способствовать самоанализу и самопознанию.
Период реализации: с 01.09.2022 – по настоящее время