"Создание и внедрение системы профилактики компьютерной игромании у учащихся школ Белгородской области"
Целевая аудитория: Подростки

Краткое описание: Актуальность проекта «Создание и внедрение системы профилактики компьютерной игромании у учащихся школ Белгородской области» определена в разделе № II Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года в подпункте № 41.1 «Реализация государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы». Кроме того, негативные тенденции в молодежной среде: ПАВ, насилие, игромания; недостаточные компенсаторные и возможности школ в работе с детьми группы игрового риска; педагоги недостаточно владеют технологиями работы с игроманами; в школе не создана атмосфера состязательной, реальной игры.
Одним из показателей включения в проект образовательных организаций являлся низкий уровень профилактического потенциала социокультурной среды, ее обедненность по сравнению с иными образовательными организациями, где возможности построения профилактической работы достаточно обширны. Для того, чтобы достигнуть целей проекта необходимо было оказать комплексную профессиональную помощь наиболее нуждающимся образовательным организациям, в которых, кроме высокого уровня детей группы игрового риска, незначительные ресурсы социоума. Результаты первичного исследования показали, что во всех школах работают кружки и секции для мальчиков-подростков (25 в трех школах), что является положительным фактором, сдерживающим рост «синдрома патологической игры». В двух школах есть оборудованный для спортивных игр стадион, в одной бассейн, в двух зимой заливается каток, в одной есть лыжня. Таким образом, условия для организации профилактики игровой зависимости в школах имеются, но в неполном объеме. На момент проведения первого мониторинга в двух школах работал штатный психолог, но в двух он не имел отдельного кабинета и ни в одной школе не было специального оборудования для работы специалиста сопровождения (уголка релакса, аппаратов БОС, уголка ароматерапии и пр). Этот факт говорил о том, что учащиеся с признаками игровой зависимости не могли в стенах школы получить квалифицированную психологическую помощь и поддержку в полном объеме, и школы нуждались в привлечении дополнительных ресурсов для оказания психологической помощи и поддержки детям. Центра реабилитации и коррекции (ППМС-центра) нет в районах выбранных для проекта школ, таким образом, процесс оказания психологической помощи учащимся нуждался в актуализации.
Цель проекта: снижение не менее чем на 10% количества детей группы игрового риска; увеличение не менее чем на 10% количества детей, использующих компьютер в познавательных и образовательных целях.
Цель проекта достигнута:
- группа игрового риска снизилась на 38%;
- количество детей без признаков игровой зависимости, использующих компьютер в познавательных и образовательных целях, увеличилась на 47%.
Сопутствующие результаты:
- уменьшение количества детей группы высокого игрового риска на 47 человек (с 63 до 16).
- при неизменном количестве детей-геймеров произошли качественные позитивные изменения в их игровом поведении: отказ от игры жанра RPG, уменьшение количества игрового времени, расширение мотивационного диапазона с включением коммуникативного мотива.
В рамках проекта Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по ул. Губкина, 17 «г», который стал участником проекта (член рабочей группы проекта, ответственный за блок тренингов «Игры недоброй воли» Викторова Е.А.), организовал в школах выездные консультативные пункты.
Во время работы пунктов педагоги, родители и учащиеся получали квалифицированную психологическую помощь узких специалистов - клинического психолога, психиатра. Также в школе раздавались флаеры с координаторами центра, на школьной доске объявлений помещена информация о центре.
Предварительно на родительских всеобучах родителям была доведена информация о результатах мониторинга, предложена консультативная помощь специалистов. Конфиденциально классными руководителями была сообщена информация родителям детей-геймеров, у которых были диагностированы множественные признаки зависимости от компьютерных игр, и предложена квалифицированная помощь. Врачебный диагноз в ходе мониторинга этим детям не ставился, специальная коррекционно-реабилитационная помощь детям с множественными признаками зависимости в школе не оказывалась - это не было целью проекта. Нехимическая аддикция во всех ее проявлениях является болезненным состоянием психики и нуждается в специальном лечении врача-аддиктолога, психиатра, нарколога, клинического психолога, психотерапевта, которые могут поставить точный диагноз. Школа такими возможностями не обладает, ППМС-центр может оказать помощь локально, так как не является лечебным специализированным учреждением. Задачей педагогов было сообщить родителям о выявленной проблеме и мотивировать родителей на лечение своих детей.
Специалистами центра также были организованы и проведены серия выездных тренингов для учащихся группы игрового риска. По итогам участия центра в проекте была написана программа профилактики игровой зависимости, которая приняла участие во всероссийском конкурсе «Психолог года» в Сочи и стала победителем.
Недостаточность социокультурной среды, выявленная на первичном этапе мониторинга, проявлялась, в первую очередь, в недостатке возможностей для реализации состязательной реальной игры, обеспечивающей полноценную социализацию учащихся. Исходя из этого факта, что наиболее уязвимым в плане игровой зависимости является младший подростковый возраст и мужской пол, для обеспечения превентивной политики школы, необходима социокультурная среда, удовлетворяющие потребности именно этой возрастной группы. В школе создана такая среда: в рекреациях установлены настольные спортивные игры и теннисные столы, в Тавровской школе, вследствие ее переполненности поставили теннисной стол в актовом зале и сделали туда свободный доступ детей на переменах. Подкреплялась эта работа введением спортивных состязательных игр и эстафет в традиции школы, включением игр в каждый урок физической культуры.
Одним из блоков проекта (член рабочей группы, ответственный за блок Игротека «Игра в реале» А.М. Белоус) была работа студентов педагогического колледжа, которые провели с школьниками состязательные подвижные игры на переменах и после уроков в школьном дворе, обучили волонтеров для проведения подвижных игр на переменах, передали школам методическую Игротеку, разработанную на занятиях в рамках элективного курса.
На момент итогового мониторинга в Тавровской школе вакансия психолога, в Яковлевкой психолог работает по совместительству. В непосредственной близости в микрорайоне в двух школах есть Дома культуры с разветвленной сетью форм организации досуга творческого и художественного направления. Библиотеки в непосредственной близости есть во всех трех школах, в них ведется активная просветительская работа. По рекомендации команды проекта в библиотеках были проведены читательские конференции по книге Е. Пастернак, А. Жвалевского «Время всегда хорошее». Эта книга - победитель конкурса подростковых книг детского жюри «Кенгуру» посвящена вопросам чрезмерного пребывания детей в сети Интернет и последствий этого для учебы или личностного развития подростков. Это не было запланировано планом проекта, но вызвало искренний интерес детей, так как книга написана от лица подростка, живым, близким им языком.
Храмов в поселках Яковлево и Таврово, а также в микрорайоне СОШ №43 на момент проведения первичного мониторинга не было, но в настоящее время храм открылся в Таврово. Настоятель отец Сергий посещает школу, включился в воспитательную работу. Таким образом, в ходе проекта изменилась в позитивную сторону социокультурная среда школ - участников проекта, произошло увеличение внешних ресурсов для построения профилактической работы по купированию и сдерживанию чрезмерной увлеченности детей компьютерными играми.Значительное снижение детей группы игрового риска связано с тем, что именно эта группа была полностью включена в тренинговую работу, ей оказывалась консультативная помощь специалистов. Родители этой группы детей были включены в работу родительского лектория, с ними регулярно проводилась индивидуальная работа педагогов. Косвенными причинами снижения группы игрового риска является и тот факт, что эксперимент начался в провокационный переломный возраст формирования зависимости, по мнению ведущего аддиктолога страны Ф.Щеглова, - 12 лет, который является возрастом коррекции установок, полученных в раннем детстве. Если подростки получают правильный вектор общения с компьютером в раннем подростковом возрасте, то зависимость формируется значительно реже. Играет роль факт взросления подростка за три года проекта, возросшая необходимость использования им компьютера в познавательных и информационных целях: для выполнения домашнего задания, для поиска новых материалов в сети. Также увеличивается в это время коммуникативный мотив - подростки активно устанавливают новые социальные связи. Эти косвенные причины, благодаря правильно выбранному времени запуска эксперимента, подкрепили и усилили достаточно высокий эффект эксперимента.
В команду вошли: педагоги образовательных организаций Белгородской области, специалисты ОГАОУ ДПО "Белгородский институт развития образования", учащиеся школ.

Достигнутый результат и методы верификации: В 22 образовательных организациях Белгородской области разного типа реализована система профилактики игромании, позволяющая сократить группу игрового риска учащихся младшего подросткового возраста не менее, чем на 10%.

Период реализации: февраль 2014 - декабрь 2017


Дополнительные материалы
Контакты

Название организации: МБОУ "СОШ № 1 г.Строитель" Яковлевский городской округ
Субъект РФ: Белгородская область
Кратко об организации (направления работы, опыт и т.п.): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Строитель Яковлевского городского округа". Новая школа рассчитана на 1176 учащихся, состоит из 3х соединённых корпусов. Здесь 30 классных комнат, учебных кабинетов, актовый и спортивный залы, библиотека, комната для пионеров и комсомольцев, группы продлённого дня, столовая.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Строитель Яковлевского городского округа" основывает свою деятельность на традициях классического отечественного образования в сочетании с инновационными методиками и современными технологиями.
Контактное лицо: Мин Людмила Ивановна, заместитель директора
Телефон: +7 (47244) 5-05-08
E-mail: min-geis@mail.ru
Сайт организации: https://shkola1stroitel-r31.gosweb.gosuslugi.ru/
Группы в социальных сетях: https://vk.com/stroitel_school_1