Описание предлагаемого решения проблемы
На уровне начального общего образования:
· знакомство в доступных, игровых формах с основами правовых норм и основными правами ребёнка;
· осознание важности и значимости для каждого человека соблюдения правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, бытовых ситуациях);
· приобретение школьниками первоначального опыта регулирования отношений со сверстниками и взрослыми;
· приобретение и использование конкретных правил и правовых норм:
- наиболее важных прав ребёнка;
- правил, обеспечивающих безопасность человека (в особенности правил дорожного движения);
- этических правил и норм (правил поведения в общественных местах, в образовательной организации, в транспорте);
- правил, регулирующих жизнедеятельность конкретной образовательной организации;
· получение первичного опыта групповых норм поведения (общение в классе, в социуме).
На уровне основного общего образования:
· формирование у школьников отношения к праву как социальной ценности, понимания необходимости правовых знаний в общественной жизни;
· обучение грамотному использованию в речи элементарных правовых понятий: «закон», «право», «права человека», «норма права», «правонарушения» и др.;
· выработка готовности и формирование способностей разрешать конфликты мирным путём с использованием различных норм и правил;
· формирование способностей к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
· отработка умений выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права за помощью в их разрешении;
· обучение основным отраслям и наиболее важным источникам права;
· формирование умений использовать отрасли права в решении практических задач.
На уровне среднего общего образования:
· выработка готовности и формирование способностей разрешать конфликты мирным путём с использованием различных норм и правил;
· формирование способностей к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
· отработка умений выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права за помощью в их разрешении;
· обучение основным отраслям и наиболее важным источникам права;
· формирование умений использовать отрасли права в решении практических задач
Для учащихся группы риска и учащихся, находящихся в социально опасном положении:
· формирование потребности в ведении законопослушного образа жизни;
информирование об ответственности за совершение правонарушений или преступлений;
· формирование осознанности того, каковы последствия противоправного поведения для всех сфер жизнедеятельности в целом
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практика
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных в РФ. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, не занимающихся воспитанием, содержанием детей, является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей (законных представителей).
Противоправные деяния отчётливо проявляются в среде учащихся. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и её решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого учащегося, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает недостаточность наличия юридической информации. Важно сформировать у учащихся умения и навыки грамотного пользования ею. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)
Методы: ролевые игры, тематические занятия, дискуссии, просмотр учебных фильмов, презентаций, практические занятия, тренинги, классные часы.
Технология смыслового поиска альтернатив Марии Минаковой.
Технология опубликована в сборнике материалов Всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» в 2014 г.
Одной из наиболее сложных тем в психологической индивидуальной работе является тема принятия решения. Это связано с необходимостью вести терапевтическую работу особенно осторожно: решения, принимаемые клиентом, в большинстве случаев являются не просто значимыми, а во многом определяющими его дальнейший жизненный путь.
В связи с этим особенно актуальным является вопрос грамотной и экологичной психологической помощи клиенту в реализации процесса принятия решения. В рамках данной технологии нам хотелось бы рассмотреть авторский метод, позволяющий решить две основополагающие задачи этого процесса: 1) оказание помощи в поиске максимального числа возможных альтернатив, 2) оказание помощи в выборе наиболее эффективной для разрешения проблемы альтернативы.
Одним из распространенных методов поиска альтернатив в психологическом консультировании является адаптированный для индивидуальной консультационной работы метод мозгового штурма (brainstorming), предложенный А.Осборном в 1941 г. Суть данного метода заключается в отделении этапа генерации идей от этапа их анализа и оценки. На практике это может выглядеть следующим образом. Клиенту предлагается перечислить максимально возможное число альтернатив в ситуации, аналогичной его собственной. При этом психолог акцентирует внимание клиента на том, что должны высказываться любые предложения, даже те, которые покажутся сложно реализуемыми или заведомо неподходящими в его конкретном случае.
Таким образом, творческий процесс поиска альтернатив протекает с меньшим числом внутренних преград и сопротивлений. В результате применения метода клиент действительно находит и начинает осознавать большее число возможностей для принятия рационального решения в его проблемной ситуации.
При проведении индивидуальной работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, проводятся индивидуальные занятия по следующим этапам:
1 этап – исследование проблемы, предполагает установление контакта с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) и направлен на достижение доверия к специалисту;
2 этап – определение проблемы или проблем несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), направлен на точную диагностику проблем несовершеннолетнего и диагностику проблем его родителей, не позволяющих эффективно осуществлять его воспитание, на данном этапе используются новейшие психодиагностические методики ГП «Иматон»;
3 этап – совместный со специалистом поиск возможных альтернатив решения проблемы с использованием психокоррекционной методики открытых вопросов (идентификация альтернатив); направлен на поиск путей решения проблемы или проблем и составление несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) плана решения проблемы (проблем);
4 этап – последовательная реализация несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) плана решения проблемы (проблем) при направляющей и контролирующей помощи специалиста;
5 этап – оценка и обратная связь; специалист оценивает уровень исполнения плана решения проблемы (проблем), степень разрешения проблемы (проблем); в случае, если результат – исправление поведения несовершеннолетнего не достигнут, этапы повторяются с первого по пятый
Этапы реализации практики
2020-2025 годы
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)
1. Кадровые: педагоги-психологи, владеющие методами и технологией, используемыми при реализации программы.
2. Комната для психологических индивидуальных занятий.
3. Методические материалы профилактической направленности, в том числе и видео материалы
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?
Обучение проводилось в рамках работы постоянно действующего семинара для специалистов служб сопровождения муниципальных образовательных организаций
Количественные результаты реализации практики
Положительная динамика снятия по исправлению состоящих на профилактическом учёте учащихся, находящихся в социально опасном положении, учащихся группы риска (2020 год - 17 учащихся, 2020 год - 20 учащихся, 2021 год - 24 учащихся)
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)
На уровне начального общего образования:
· учащиеся приобретают первоначальный опыт регулирования отношений со сверстниками и взрослыми;
· приобретают и используют конкретные правил и правовые нормы.
На уровне основного общего образования:
· у школьников формируется отношение к праву как социальной ценности, понимание необходимости правовых знаний в общественной жизни;
· у школьников вырабатывается готовность и формируется способность разрешать конфликты мирным путём с использованием различных норм и правил;
· формируется способность к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
На уровне среднего общего образования:
· у подростков формируется способность разрешать конфликты мирным путём с использованием различных норм и правил;
· формируются способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
· отрабатывается умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права за помощью в их разрешении;
· формируются умения использовать отрасли права в решении практических задач
Для учащихся группы риска и учащихся, находящихся в социально опасном положении:
· формируется стойкая потребность в ведении законопослушного образа жизни;
информированность об ответственности за совершение правонарушений или преступлений;
· формируется осознанность того, каковы последствия противоправного поведения для всех сфер жизнедеятельности в целом
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?
Мониторинг оценки проводится один раз в год (в мае, по окончании учебного года)
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результаты
Не проводилось, практика реализуется с 2020 года
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?
Благоприятствует заинтересованность педагогов, реализующих программу, которая передаётся и учащимся
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?
Таких рисков не выявлено
Можно ли оценить и если да, то, каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?
Эффективность, прежде всего, отслеживается по следующим показателям:
– количество состоящих на профилактическом учёте учащихся;
– отсутствие рецидивов совершения правонарушений или преступлений учащимися;
– количество вновь поставленных на профилактический учёт учащихся за вновь совершённые правонарушения или преступления
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?
С ОМВД России по городу Лабытнанги, с Администрацией города Лабытнанги (отдел по социальным вопросам, отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Лабытнанги)
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылки
Нет
Можно ли применять практику в других регионах РФ?
Да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?
Обучение необходимо постоянное и во всех перечисленных отраслях, так как меняется стремительно многое: ценности наших детей, их увлечения, интересы, их склонности; постоянно необходимо меняться специалистам, реализующим программу, в плане овладения технологиями проведения реабилитационных и профилактических мероприятий с несовершеннолетними; нормы права также изменяются, вносятся дополнения, поправки и т.д.