Описание предлагаемого решения проблемы
Поведение является фактором проявления психического состояния подростка, так как является отражением эмоциональных переживаний
и мыслительной деятельности. Рассматривая поведение с точки зрения адаптации к среде, можно выделить два аспекта во взаимодействии человека
и среды – поведение как отражение психического состояния, а также способ адаптации
к окружению и саму среду. Учитывая данные факторы, в случае рассмотрения примеров асоциального поведения среди молодежи, можно сделать вывод, что повлиять возможно либо
на поведение, либо на среду. Вследствие этого, решением является создание нормоформирующей среды и изменение поведенческих навыков, приводящих к асоциальному поведению молодежи.
В рамках профилактической работы мы способны повлиять на изменения стратегии дезадаптивного поведения подростков в процессе взаимодействия
со средой путем формирования позитивного представления об успешной и здоровой личности, выработки необходимых навыков для преодоления трудных жизненных ситуаций, начиная от изменения собственной личности и саморегуляции,
и, заканчивая эффективным взаимодействием
с окружающими детьми. Достижение поставленных целей будет способствовать изменению среды.
Данная программа помогает молодым людям стать более уверенными в себе, научиться решать конфликты со сверстниками и со взрослыми, развивает навыки общения, помогает повысить свой статус в глазах сверстников, сделать свою жизнь более интересной и насыщенной положительными событиями, лучше узнать самих себя.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практика
Асоциальное поведение/аддиктивное поведение.
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики
Мини-лекции;
ролевые ситуации;
дискуссии;
игры на эмоциональное реагирование;
рефлексия полученного опыта;
визуализация;
рисунок;
обратная связь;
метафорические действия;
психогимнастика, разминка;
беседа;
анализ и самоанализ.
Этапы реализации практики
Первый этап: написание программы, подготовка
к реализации.
Второй этап: проведение.
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)
Длительность реализации программы –
от двух недель до месяца в зависимости
от степени интенсивности программы
и количества участников.
Кадровое обеспечение – 2/4 тренера/специалиста
по работе с молодежью или специалиста с высшим психолого-педагогическим образованием.
Материально-технические ресурсы – помещение
со стульями (25 шт. – *по числу участников).
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?
Да, исследование с несовершеннолетними.
Количественные результаты реализации практики
В период с 2018 по 2021 год по программе было обучено 136 человек.
Качественные результаты реализации практики (изменения
в состоянии, положении подростков)
В период с 2018 по 2021 год по программе было проведено более 50 мероприятий с общим охватом участников более 750 человек.
Есть ли система мониторинга
и оценки результатов практики?
-
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результаты
-
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?
Что благоприятствует: практико-ориентированный подход к обучению, наличие методических материалов к программе, квалификация
и практический опыт авторов-ведущих программы.
Что препятствует: нехватка материально-технических и человеческих ресурсов
у обучающихся для внедрения на постоянной основе в работу образовательного/досугового учреждения, полученных на программе навыков.
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?
Нет
Можно ли оценить и если да,
то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?
Количественные и качественные показатели
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?
Образовательные и досуговые учреждения города Санкт-Петербурга
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылки
Профилактический путеводитель
или Технологии работы с подростками
и молодежью по профилактике асоциального поведения [Текст]: метод.пособ./М.А. Зыкова, Т.В. Воскобойник, Ю.Б. Пысина, М.А. Воробьева, У.М. Ильина, Е.С. Яковлева. – Н. Новгород: Благовест, Союзполиграф,2020. – 146 с.
Можно ли применять практику в других регионах РФ?
Да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?
В области психолого-педагогического образования.