Описание предлагаемого решения проблемыПсихологическое сопровождение, психологическая реабилитация с помощью вовлечения подростков в новые, позитивно ориентированные отношения, с целью восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и последующего успешного включения в социум.
Идея реабилитационного досуга заключается в возможности ресоциализации детей и подростков путем переживания нового позитивного социального опыта, для получения которого в обычной жизни у них нет подходящих условий.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практикаПодростковая агрессия, неустойчивость в психоэмоциональных проявлениях, подверженность влиянию, неуверенность в своих силах, нежелание выходить из «зоны комфорта».
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Активизация личностных ресурсов подростка, направленность на коррекцию его мотивационных предпочтений и ценностных установок.
Реабилитационный и восстановительный подход в следующих формах:
- индивидуальные консультации психолога, профориентолога, врача психотерапевта;
- вовлечение подростков в группы поддержки для юношей, девушек;
- переключение внимания и интереса несовершеннолетнего на социально одобряемые формы досуга и досуговые мероприятия различной направленности: спортивное (общефизическая подготовка, скалодром, велопрогулки, туристические походы, турниры по шашкам и шахматам и др.), культурно-просветительское (экскурсии в музеи и на выставки, участие в акциях, проведение праздников), общественно-полезное (волонтерская помощь монастырю, помощь при организации молодежных и исторических фестивалей, уборка улиц города), творческое (обучение игре на гитаре).
Для повышения эффективности практики к работе с несовершеннолетними привлекается их ближайшее окружение: семья (родители, дети), школа (учителя, одноклассники, другие учащиеся), друзья (дворовая компания, группа сверстников).
Этапы реализации практики1. Поступление сигнала (информация от субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательных учреждений, личные обращения).
2. Диагностика – анализ ситуации в семье, в школе, в кругу сверстников; изучение психологических особенностей, возможностей, потребностей и проблем подростка.
3. Планирование – составление совместно с подростком и его родителями индивидуального плана реабилитации и решения проблем.
4. Реабилитационно-восстановительные мероприятия.
5. Постреабилитационное поддерживающее консультирование.
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)Кадровые ресурсы: профессиональные психологи (4 специалиста – организатора реабилитационного досуга Службы «Подросток»).
Материально-техническое обеспечение:
помещения для групповой работы; оборудование для организации летнего выхода на природу на 25-30 человек (палатки, спальники, котелки, коврики туристические, веревки и оборудование для проведения веревочных курсов, котелки, топоры, тенты); мячи, велосипеды.
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?Семинары для специалистов на тему «Реабилитационный досуг»:
- 28-29 сентября 2016 г., ресурсно-методический центр БФ «Дорога к дому»;
- 5-7 февраля 2018 г., Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Количественные результаты реализации практикиЕжегодно услуги реабилитационного досуга получают около 1000 подростков. В течение года специалисты проводят свыше 300-350 реабилитационных мероприятий, более 2 000 индивидуальных консультаций
У 70% несовершеннолетних за время участия в мероприятиях реабилитационного досуга происходят позитивные личностно-значимые и социально-значимые изменения
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)Подростки вовлечены в социально значимую деятельность (волонтерство), приобщены к здоровому образу жизни.
Подростки сделали выбор в пользу посещения занятий реабилитационного досуга, а не бесцельного времяпровождения.
При реализации практики специалисты стремятся к достижению следующих возможных изменений у несовершеннолетних:
· улучшились межличностные коммуникации со сверстниками и взрослыми;
· дети способны договариваться, участвуют в совместных играх, могут страховать друг друга, учитывать интересы и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
· научились принимать и выполнять правила;
· сформированы навыки доверительного общения;
· повышен уровень самооценки, уверенности в себе и своих силах;
· укрепилось здоровье, повышен жизненный тонус;
· с желанием посещают школу;
· нормализовалась учебная деятельность (повысилась школьная успеваемость, появилась мотивация к обучению, появилась ответственность);
· организован досуг (есть хобби и увлечения, посещает кружки, спортивные секции, студии);
· стабилизирована эмоционально-волевая сфера (снижена тревожность, агрессивность, конфликтность, берет ответственность за свои поступки);
· отсутствуют проявления противоправного поведения;
· знает позитивные способы преодоления трудностей;
· снижен риск употребления ПАВ;
· определились с выбором профессии.
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?Практика реализуется в рамках деятельности службы «Подросток», работающей на базе БФ «Дорога к дому».
В процессе непосредственной реализации практики специалисты отслеживают индивидуальные социальные и личностные изменения у подростков, анализируют обратную связь от подростков, родителей, педагогов, близкого окружения несовершеннолетних.
Ежеквартально измеряются показатели, характеризующие деятельность специалистов (общее количество подростков, количество проведенных консультаций, количество групповых занятий, количество реабилитационных мероприятий и пр.), количество публикаций, подготовленных методических материалов и т.п.
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результатыЛонгитюдное исследование не проводилось.
В 2019 г. проведено социологическое исследование «Реабилитационный досуг для подростков: возможности, принципы организации, эффекты». Результаты представлены в отчете:
https://dorogakdomu.ru/wp-content/uploads/2020/08/2019_Oczenka-Reabilitaczionnogo-dosuga-dlya-nesovershennoletnih.pdfЧто благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?Благоприятствует – подготовленная и развивающаяся команда специалистов, гибкие, простые для использования методики, межведомственное взаимодействие.
Препятствует – сопротивление отдельных партнеров, играющих существенную роль в жизни подростка (педагоги, родители, если они недостаточно проинформированы и/или не вовлечены в процесс реабилитации несовершеннолетнего)
Также на результативность практики влияет соблюдение либо не соблюдение основных принципов организации Реабилитационного досуга (добровольность участия; наличие педагогически организованной среды с введенными правилами; дифференцированный подход; позитивная направленность и поэтапная реализация реабилитационно-досуговых мероприятий; активное и ответственное поведение подростка; включение значимого взрослого в сеть социальных связей подростка).
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?Есть риск, что дети с делинквентным поведением могут объединиться в асоциальные группы и будут создавать угрозу общественному порядку. Для минимизации риска специалисты, реализующие практику, работают индивидуально с каждым подростком, учитывая его психологические особенности, потребности и возможности. Кроме того, организация групповых форм работы с общественно полезной направленностью также способствует снятию данного риска.
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?Эффективность применения практики оценивается по количеству несовершеннолетних, у которых произошли позитивные личностно-значимые и социально-значимые изменения. Опыт использования реабилитационного досуга в БФ «Дорога к дому» показал, что доля подростков, у которых такие изменения происходят, составляет ежегодно около 70%.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?Сотрудничество осуществляется со следующими организациями и структурами: Экстрим-центр «Грани», центр проката спортивного оборудования «Прокат - Актив», АО «СОГАЗ», МАОУ «Череповецкое музейное объединение», МАОУ «СОШ № 4», МАОУ «СОШ № 13», МАОУ «СОШ № 27», МАОУ «СОШ № 30», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Отдел полиции по делам несовершеннолетних УМВД России по г.Череповцу.
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкиhttps://dorogakdomu.ru/reabilitatsionnyiy-dosug/?
https://dorogakdomu.ru/reabilitatsionnyiy-dosug-kak-usluga/?
https://cherinfo.ru/news/106707-v-cerepovce-blagotvoritelnyj-fond-doroga-k-domu-otmetil-15-letieМожно ли применять практику в других регионах РФ?Использование данной практики возможно в любом регионе РФ
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?Поскольку факторы, влияющие на поведение подростков, постоянно претерпевают изменения, требуется непрерывное развитие и обучение специалистов, чтобы и они сами, и используемые ими методы были интересны несовершеннолетним и не вызывали сопротивления
Дополнительная информация о практикеРабота по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних является одним из ключевых направлений деятельности БФ «Дорога к дому». Начиная с 2005 года на базе Фонда реализовывались проекты, работающие с подростками. Достигнутые результаты позволили перевести эту деятельность из проектного формата в постоянный – в Фонде работает Служба «Подросток», специалисты которой используют наработанные результативные практики и развивают их. Успешность данной деятельности обеспечивается выстроенным межведомственным взаимодействием с органами образования, культуры, УМВД, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.