Программа «Комплексная программа профилактики девиантного (аддиктивного, делинквентного, аутодеструктивного поведения) подростков В(С) Ш №15 г. Новосибирска»
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)
· Психодиагностические методы: тестирование (методика СОП, тест «Определение уровня личностной тревожности» А.М. Прихожан, тест на выявление агрессии и враждебности Басса-Дарки, тест на исследование самооценки Л.ППономаренко, тест на самооценку стрессоустойчивости личности);
· Психологическое консультирование.
Этапы реализации практики
Программа предназначена для проведения групповых занятий и содержит следующие основные блоки:
1. Первичная диагностика.
2. Групповые занятия, направленные на профилактику девиантного (аддиктивного, аутодеструктивного, делинквентного) поведения учащихся.
3. Диагностический блок для оценки результатов профилактической работы с подростками и молодежью.
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
1. Кадровые
Для успешной реализации программы необходимо:
- укомплектованность образовательного учреждения кадрами, имеющими базовое образование (педагог-психолог, социальный педагог);
- возможность для сотрудников повышать свою професиональную квалификацию.
2. Материально-технические
- наличие кабинетов для проведения занятий, столов, стульев в необходимом количестве;
- наличие кабинета для проведения консультаций;
- наличие зала для проведения мероприятий;
- наличие мультимедийного устройства, экрана;
- для некоторых занятий – бумага формата А4, листы ватмана, ручки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, бейджи, скотч, ножницы и пр.
3. Информационные
- наличие методических пособий и рекомендаций;
- доступ к аудио- и видеоматериалам.
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая? (возможно курсы)
Нет
Количественные результаты реализации практики
Количественные результаты:
1. Снижение уровня тревожности, агрессивности у участников программы;
2. Повышение самооценки у участников;
3. Повышение уровня стрессоустойчивости участников.
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)
Качественные результаты:
1. Повышение уровня информированности участников о психологических умениях и навыках, препятствующих реализации социально-опасных форм поведения (аддиктивного, делинквентного, аутодеструктивного); повышение правовой компетентности.
2. Повышение уровня правовой компетентности и ответственности за свое поведение у участников тренинговых занятий.
Какова система мониторинга и оценки результатов практики?
Программа рассчитана на учебный год. По завершении программы проводится повторная (итоговая) диагностика, которая позволяет оценить эффективность программы.
Если проводилась лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результаты
Нет. Не предусмотрено программой и невозможно.
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?
Благоприятствует достижению результатов мотивация к работе, а препятствует - ее отсутствие.
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?
Данный вопрос специально не изучался. Снижение агрессивности, тревожности, повышение самооценки, стрессоустойчивости свидетельствуют о положительных изменениях. Так же, как и повышение информированности и компетентности.
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?
Для оценки эффективности использования практики используются показатели: тревожность, агрессивность, самооценка, стрессоустойчивость.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?
Социальные партнеры: МБУ «Городской центр психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник» и его отделы, ГБУЗ НСО НОКНД.
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылки
Конкурс лучших практик 2021 «Областной центр диагностики и консультирования»
Можно ли применять практику в других регионах РФ?
Да
Требуется ли обучение специалистов, реализующих практику? В какой области?
Базовое психологическое (для психолога), педагогическое (для остальных специалистов) образование. Желательны курсы повышения квалификации в области профилактики девиантного поведения.
Дополнительная информация о практике
В рамках реализации проекта «Интерактивное министерство» опыт представлен на вебинаре «Эффективные практики профилактики девиантного поведения обучающихся: программы победителей регионального конкурса» - продолжение серии вебинаров «Психологическая безопасность образовательной среды: проектируем вместе».