Описание предлагаемого решения проблемыРешение проблемы отклоняющегося поведения, в т.ч. аддиктивного и делинквентного, заключается в повышении «факторов защиты» у подростка и его окружения.
«Факторы защиты» повышаются у участников программы путем актуализации понятия здоровья, формирования социально-приемлемых форм реагирования в конфликтных ситуациях, создания мотивации на самопознание, работы с личностью подростка, развитием рефлексии, созданием условия для развития навыков творческой деятельности, навыков работы с информацией, для реализации творческих потребностей и потенциала несовершеннолетнего и совместной работы с родителями
Решение осуществляется комплексно. Путем включения участника программы в разные формы деятельности и взаимодействия с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогом дополнительного образования.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практикаПрактика воздействует на личность подростка, на ближайшее окружение несовершеннолетнего, повышает его «факторы защиты» и формирует социально-приемлемое поведение.
Основной целью коррекции поведения является мотивация подростка на позитивные изменения, формирование таких навыков как:
· навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности (способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания, эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности);
· навыки позитивного общения (способность взаимодействовать с окружающими, в т.ч. членами семьи);
· навыки самооценки и понимания других (способность адекватно оценивать себя, воспринимать других такими, какие они есть);
· навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями (способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других);
· навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях (способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса, о его влиянии на нас);
· навыки продуктивного взаимодействия (способность конструктивно выстраивать отношения с другими);
· навык самостоятельного принятия решений (способность принимать взвешенные решения, продумывать их последствия и результат);
· навык решения проблемных ситуаций (помогает справиться с проблемой, дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях);
· навыки работы с информацией (способность систематизировать, анализировать и умело использовать информацию любого вида);
· навыки творчества (способность нестандартно, творчески решать задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой опыт и знания).
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Программу отличает комплексный подход к коррекции поведения и профилактике, использование групповых и индивидуальных методов работы, клиент программы посещает занятия у нескольких специалистов (социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования).
Педагог выступает тренером для подростка и родителя.
Практика предполагает реализацию методов, направленных на:
• индивидуальную социально-педагогическую коррекцию;
• индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию;
• творческую деятельность;
• проведение совместных занятий подростков – родитель – педагог;
• консультирование значимых лиц.
К основным методам относятся:
- ведение дневника наблюдений,
- работа в паре,
- беседы,
- решение проблемных ситуаций,
- творческая деятельность,
- создание самопрезентаций,
- работа над индивидуальными заданиями,
- совместные занятия с родителями,
- обучение саморегуляции физиологического и эмоционального состояния.
Этапы реализации практики 1. Подготовительный. Первичный прием несовершеннолетнего и родителей (законных представителей), беседа, сбор информации о проблеме, запросе, работа по разъяснению целей и задач программы.
2. Диагностический. Психологическая и социальная диагностика несовершеннолетнего, анализ ситуации развития и воспитания подростка.
3. Организационный. Составление индивидуальных программ реабилитации и коррекции, подготовка расписания групповых и индивидуальных занятий с несовершеннолетним, составление планов работы с родителями (законными представителями).
4. Практический. Реализация индивидуальных программ, включение подростков в социально-значимую деятельность, консультирование родителей, проведение групповых занятий подросток-родитель-педагог.
5. Этап экспертиз. Постдиагностика. Выявление уровня успешности коррекционных мероприятий.
6. Обобщающий (итоговый). Подведение итогов работы с подростком и родителями (законными представителями).
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)Материально-технические ресурсы: компьютерное и фото-видео-аудио оборудование для творческой мастерской, оборудование сенсорной комнаты, комплекс аппаратно-программный «Бослаб-альфа», комплекс аппаратно-программный «Бослаб-бетта».
Кадровые ресурсы: социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.
Требования к
социальному педагогу:
должен обладать методами активного слушания, рефлексии, должен знать возрастные особенности целевой аудитории, придерживаться принципов здорового образа жизни, знать основы профилактики отклоняющегося поведения, владеть техниками консультирования,
педагог-психолог: должен владеть навыками работы в программе саморегуляции физиологического и эмоционального состояния при помощи проведения β- тренинга с использованием мультимедийных средств, а также кардиотренинга и дополнительных компьютерных развивающих игр.
Сроки реализации программы: 26 часов.
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?Социальные педагог прошёл курсы повышения квалификации по проблеме профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних, профилактики зависимостей.
Педагог-психолог прошел обучение по работе на аппаратно-программных комплексах «Бослаб-альфа», «Бослаб-бетта».
Количественные результаты реализации практикиЗа последних три учебных года программные мероприятия посетили 13 подростков.
11 прошли программу в полном объёме.
100% родителей удовлетворены позитивными изменениями в поведении детей. Ими заполнены анкеты обратной связи.
2 подростка, которые находились на профилактическом учете, сняты с контроля.
Участники показали хорошие знания по здоровому образу жизни, административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
На протяжении реализации программных мероприятий подростки-участники отказались от употребления табака и алкоголя, наркотиков.
Все участники участвовали в создание социально-значимой продукции.
Были созданы: презентации о родителях, самопрезентации, видео ролик «Две жизни», буклеты «Безопасные интернет», «Здоровый образ жизни», «Не курю» и др.
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)Под качественным результатом подразумеваются изменения личности и поведения подростка в социально-приемлемую сторону, а именно:
- формирование стремления подростка к самопознанию и самосовершенствованию;
- развитие навыков конструктивного общения как со сверстниками, так и со взрослыми;
- повышение у клиента уровня самооценки и уверенности в себе;
- повысить уверенность в себе;
- мотивировать на отказ от употребления табака, алкоголя, наркотиков;
- сформировать установку на ведение здорового образа жизни;
- отработать социально-приемлемые способы поведения;
- научить способам самовыражения, саморегуляции и самоконтролю;
- информировать о профессиях и профессиональных предпочтениях;
- научить обрабатывать информацию с использованием компьютерного фото-видео- аудио оборудования.
Подростки, прошедшие занятия по программе ориентированы на саморазвитие, отказ от асоциальных форм поведения.
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?Программа включает диагностический блок:
1. Первичная диагностика.
2. Промежуточная диагностика.
3. Итоговая диагностика.
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результаты-
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики? Благоприятные условия:
- удобное расписание занятий;
- заинтересованность родителей во взаимодействии с педагогами;
- мотивация у подростка на посещение занятий;
- социальная значимость содержания занятий.
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?Нет.
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?Критерии эффективности программы:
- позитивное восприятие профилактических мероприятий самими участниками.
- стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической и коррекционной работы;
- положительные изменения в оценке социальной ситуации в образовательном учреждении района;
- позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);
- сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?Партнерами в реализации программ являются: педагоги образовательных организаций Орловской области, БУЗ ОО «Орловский наркологический диспансер».
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкиНет.
Можно ли применять практику в других регионах РФ?Да.
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?Да. Право.
Дополнительная информация о практикеОсобенностями оказания помощи подростку и родителям являются их заявительность и адресность.
Практика мобильна, и направления программы могут наполняться исходя из возможностей учреждения.
Занятия на аппаратно-программных комплексах «Бослаб-альфа», «Бослаб-бетта» могут быть заменены, нагрузка перераспределена по другим направлениям.