Рабочая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков
Информация
об организации
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения №85»
423812, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Московский, дом 100 (д.56/07), телефон/факс (8552) 58 70 51, e-mail: tsentr85_chelny@mail.ru
Название практики
Рабочая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков
Тип практики
Адаптированная
Целевая группа
подростки в возрасте 13-15 лет, учащиеся среднего звена общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, центров дополнительного образования, оздоровительных лагерей
Описание проблемы,
которая решает практика
Девиантное и делинкветное поведение
Описание
предполагаемого
решения проблемы
Основой разработанной нами развивающей психолого-педагогической программ занятий с подростками по развитию аутопсихологической компетентности стали теоретические исследования, выделившие основные структурные компоненты данного вида компетентности (мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, регулятивно-контролирующий), описавшие индикаторы аутопсихологической компетентности (способность к саморегуляции и самоконтролю, способность управлять своим поведением в конфликте, доверие, интернальность, атрибуция ответственности, ценностное отношение к себе, стабильность самооценки) и алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков И.Ф.Токаревой.
Психологические феномены и явления,
на которые
воздействует практика
относится к виду программ, направленных на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических уменийи навыков, развитие креативности
Механизмы воздействия, которые решают проблему
§ Техники работы с метафорическими ассоциативными картами: «Дерево Как образ человека» Г.Кац,.Мухаматулина, «Habbitat», «Марена»,«Сага», «Мифы» И.Шмулевича, «Зонтики» Г.Гераськиной, «Маски» Е.Морозовской, «Роботы» Т.Ушаковой.
§ Технология использования игровой платформы Т.Ушаковой «Портрет в полный рост»,«Дом, который строюя», «Дорога к …».
Этапы Реализации
практики
Подготовительный этап, этап реализации, этап анализа
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики
Требования к специалистам, реализующим программу: программа реализуется сотрудниками (педагоги-психологи первой и высшей квалификационной категории), имеющих повышение квалификации в областипсихолого-педагогического сопровождения детейподросткового возраста.
Требования к материальным ресурсам:
1. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- компьютер, оборудованный звуковыми колонками,
- выход в интернет,
- проектор, экран,
- копировальный аппарат.
2. Библиотека учебно-методической, справочно-информационной литературы.
3. Картотека с заданиями для организации самостоятельных работ обучающихся в форме домашнего задания.
4. Материалы для арт-терапии. Необходимые материалы для каждого занятия представлены в описании этого занятия.
5. Отдельный кабинет с различными зонами:тренинговой (круг из 10-12 стульев), рабочей (4-5 парт).
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?
нет
Количественные результаты реализации практики
Количественные критерии оценки:
повышение уровнявыраженности потребности в самопознании и активности подростков, направленной на познание собственных психических ресурсов и возможностей, стремление использовать различные стратегии внутреннего познания и развития подростков.
Качественные результаты реализации практики
Качественные критерии оценки:
самооценка развития самопознания личности;
экспертное наблюдение за развитием аутопсихологической компетентности
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики
Мониторинг индивидуальных результатов
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результаты
нет
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результаты
Благоприятствует - системность посещения занятий.
Препятствует - личностные особенности ребенка, не системность посещения занятий.
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп
Противопоказания по программе: интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?
При успешном прохождении программы учащиеся получат следующие результаты:
· повышение уровня осознания подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, своих возможностей и психических ресурсов;
· развитие мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, формирование навыков ориентации в нем;
· формирование умения подростков использовать различные средства и способы для собственного самопознания;
· формирование навыков самодиагностики подростков;
· овладение способами саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какие?
с образовательными учреждениями города
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылки?
нет
Можно ли применять практику в других регионах РФ?
да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области-психология, педагогика, право?
Педагог-психолог