Описание предлагаемого решения проблемыПроект «Наставник» направлен на социализацию несовершеннолетних детей
в возрасте с 14 лет, состоящих
на профилактических учетах, через включение
в социально-полезную и развивающую деятельность, взаимодействие с наставником.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практикаПроект направлен на адаптацию
и социализацию подростков
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Качественные наставнические отношения оказывают мощное положительное влияние
на молодых людей в различных сферах
и ситуациях. Наличие взрослого наставника значительно повышает вероятность того, что подросток сформирует лидерские качества, примет участие в волонтерских программах
и не пострадает от деструктивных моделей поведения. Проект призван показать ребенку возможность реализовать себя в различных сферах деятельности.
В качестве наставников мы приглашаем тех людей, которые в подростковом периоде состояли на профилактическом учете какого-либо рода или находились в трудной жизненной ситуации, но успешно справились с данным периодом и смогли обрести новые увлечения стали в них развиваться и теперь готовы делиться своими знаниями с подростками. Например, они стали музыкантом,
IT-специалистом, художником, танцором.
Таким образом, участники вовлекаются более охотно на основании принципа «равный-равному».
Этапы реализации практики1) Поиск кураторов в муниципальных образованиях (январь-февраль). Происходит набор и обучение кураторов проекта в муниципальных образованиях Архангельской области. Функционал куратора:
- поддержание контакта с организатором проекта и наставниками, для того чтобы своевременно решать все возникающие трудности;
- организация открытых мастер-классов
с наставниками (выбор места, времени, оповещение школ и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
о мероприятии);
- информирование организатора о дате
и времени проведения открытых мастер-классов, закрытия проекта;
- сбор информации о графике проведения занятий с каждого наставника и посещениях занятий участниками;
- взаимодействие с участниками проекта, поддержка доверительных отношений, создание беседы в социальных сетях;
- организация дополнительных мероприятий для участников совместно с наставником
или другими лицами и организациями (психологами, педагогами и т.д.);
- организация онлайн-встреч и очных мероприятий с психологом;
- сбор обратной связи с участников
и наставников по участию в проекте
не менее 6 раз за проект;
- организация итогового мероприятия для участников проекта, выдача участникам раздаточных материалов (предоставляется организатором);
- привлечение местных СМИ
для информирования о ходе проекта;
- предоставление промежуточных отчетов
о реализации проекта (фото и комментарии
как проходит проект, для публикаций).
2) Поиск и формирование пула партнеров-наставников (февраль). Происходит набор наставников проекта. Наставники пройдут обучение, в рамках которого они обучатся работе с подростками, стоящими на учете
или попавшими в трудную жизненную ситуацию. Функционал наставников:
- установление контакта с подростком
и по необходимости с другими специалистами участвующими в жизни ребенка (сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних, социальные педагоги школ);
- обучение социальным и практическим навыкам подростка, необходимым для адаптации в обществе через проведение
занятий с подростками;
- поддерживающее общение;
- взаимодействие с куратором, информирование куратора о посещении занятий, возникающих трудностях и конфликтах;
- помощь в конфликтных ситуациях в школе,
на работе наставник может научить подростка: видеть и понимать проблему, принимать ее, разрешать ее, осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.
Сферы Наставничества:
- спорт, в т. ч. экстремальные виды спорта (скейтбординг, катание на самокатах и др.);
- творчество (рисование, рукоделие и др.);
- танцы (различные направления современных танцев: брейк-данс, хип-хоп и др.);
- музыка (игра на музыкальных инструментах: гитара, укулеле, фортепиано, барабаны и др.);
- добровольчество (участие в различных мероприятиях и акциях в качестве волонтера, подготовка и участие в организации акций);
- ручной труд (кожевенное дело, сварка и др.);
- туризм (участие в походах, обучение навыкам ориентирования на местности и др.);
- другое (наставник может предложить собственные идеи, направления, которые были бы интересны для участников).
3) Организация занятости детей во внеучебное время (март-ноябрь). Организация серии открытых мастер-классов
для несовершеннолетних. Проведение регулярных занятий с несовершеннолетними. Проведение психологических рефлексивных кругов и дополнительных мероприятий
от организаторов (в течение всего проекта).
3) Фестиваль-закрытие проекта (подведение итогов) (декабрь). На данном этапе выдаются благодарности и подарки наставникам
и кураторам, сертификаты участникам проекта. В перспективе планируется написание характеристик участникам для снятия их
с профилактического учета.
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)1) Кураторы в муниципальных образованиях области (по одному на муниципальное образование).
2) Наставники (минимум 3) в муниципальных образованиях.
3) Участники проекта.
4) Материалы, используемые наставниками
и участниками для занятий.
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?Происходило обучение кураторов о том,
как работать с наставниками, как их мотивировать на работу с трудными категориями детей. Также было проведено обучение наставников о том, как работать
с участниками, как их мотивировать и как создать доверительные отношения.
Количественные результаты реализации практики150 участников
47 наставников
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)Более 30% подростков снимают
с профилактического учеба по окончанию реализации проекта. Подростки продолжают заниматься с наставниками и после окончания проекта
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?В начале и по окончании проекта проводится психодиагностическое исследование социально-психологической адаптации подростков
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результатыНет
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?1) Положительно на достижении результатов сказывается содействие комиссий по делам несовершеннолетних в привлечении участников
2) Отрицательно сказывается несогласие наставников и кураторов работать без оплаты
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?Нет
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?В начале и по окончании проекта проводится психодиагностическое исследование социально-психологической адаптации подростков. Также используется статистика по снятию
с профилактического учета участников
по окончании мероприятия
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?Министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области, комиссии по делам несовершеннолетних
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкиhttps://vk.com/im?sel=433688284&w=wall-204782200_422%2F5b9a97f3d973588602 Можно ли применять практику в других регионах РФ?Да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?Нет