Описание предлагаемого решения проблемыЗадачи программы:
1. психолого-педагогическая превенция рисков, связанных с нарушением процесса индивидуализации в образовательной среде школы;
2. психолого-педагогическая превенция рисков, связанных с нарушением процесса формирования в образовательной среде школы;
3. психолого-педагогическая превенция рисков, связанных с нарушением процесса модернизации в образовательной среде школы;
4. психолого-педагогическая превенция рисков, связанных с нарушением процесса интеграции в образовательной среде школы.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практикаМеханизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Диагностика автономности-зависимости (Г.С. Прыгин, 2003)
Индекс социокультурной безопасности школьника (Э.Н. Гилемханова, 2019)
Тест смысложизненные ориентации (А.Н. Леонтьев, 2000) (версия модифицирована для подросткового возраста)
Анкетирование
Выходное тестирование проводилось с помощью методик:
Диагностика автономности-зависимости (Г.С. Прыгин, 2003)
Этапы реализации практикиПервичная диагностика, подпрограмма тренинговая «Время
собирать смыслы», ликбезы, итоговая диагностика
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)Образовательные учреждения, директор ОУ, ЗДВР ОУ, педагог-психолог ОУ, программа реализуется на время обучения учащегося в ОУ
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?Организация образовательных семинаров для членов рабочей группы
Количественные результаты реализации практикиБолее 2000 учащихся, около 200 педагогов, около 800 родителей
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)По типу субъектной регуляции в представленной выборке 26% «зависимых» учащихся. Согласно Г.С.Прыгину наиболее общим и существенным проявлением субъектности является произвольная деятельность человека,
обеспечивающая достижение принимаемых им целей. Зависимый тип предполагает ригидность, более низкие прогностические возможности, что мешает отражению с опережением изменения среды и препятствует принятию
самостоятельных решений.
Согласно методике «Индекс социокультурной безопасности школьника» 11% учащихся испытывают психологический дискомфорт в своей образовательной среде. Согласно прямой оценке психологической безопасности 9% оценивают ее ниже среднего уровня.
Детализация результатов психологической диагностики показывает, что наибольшие затруднения у учащихся связаны с предпочтением обезличенных форм общения и взаимодействия (у 15 % респондентов) и самоуничижительными и самообвинительными тенденциями (у 18% респондентов). Фокус работы над данными проблемами был введен в программу.
Включение методики Смысложизненные ориентации в программу обусловлено смысловым контентом программы, ориентированным на формирование ценностей и смыслов у участников. У 22% учащихся смысложизненные ориентации имеют низкий уровень сформированности, что определяет необходимость работы над данным аспектом личностной сферы как одним из наиболее важных для обеспечения
резистентности учащихся к деструктивным поведенческим и идеологическим установкам и снижения риска вовлечения учащихся в запрещенные на территории РФ экстремистские и террористические организации, деструктивные и криминальные сообщества. Можно также отметить, что у
делинквентных подростков средние показатели по смысложизненным ориентациям ниже, нежели у учащихся -участников программы.
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?Да
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результатыДля проверки эффективности реализации программы был проведен лонгитюдный анализ результатов психологической диагностики у учащихся
СОШ №18, Казанского медицинского колледжа, Политехнического лицея № 182.
Согласно полученным данным в результате реализации программы у учащихся зафиксированы тенденции повышения уровня субъектной
регуляции.
Согласно анкетным данным большинство респондентов оценивают эффективность программы как высокую (диапазон 8-10) и выше среднего
(диапазон 6-8).
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?Поэтапная реализация плана мероприятий способствует достижению положительного, благоприятного результата.
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?нет
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?Первичная диагностика, входное анкетирование, бланк анализа работы с группой по программам, диагностика в рамках подпрограммы «Время собирать смыслы».
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?АТК в РТ, АТК в г.Казани, МРГ при АТК в г.Казани, АНО ИКЦ «Диалог», БФ « Будущее поколение», МБУ МП Центр психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Доверие», РЦ «Ориентир», МВД РТ в г.Казани.
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкипланируется
Можно ли применять практику в других регионах РФ?да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области – психология, педагогика, право?Да
психологическое образование