Описание предлагаемого решения проблемыДеятельность профильного, спортивно-оздоровительного, туристического и коммуникативного модулей. Работа на сборах состояла из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников.
Главная идея Сборов – «Форсайт будущего». Концепция мероприятия: предоставить участникам возможность освоить базовые навыки по различным направлениям (профильный модуль-секции, мастер-классы, образовательные практики), а также построить собственную модель будущего.
Форсайт сессия включала в себя:
- знакомство с навыками 21 века и о возможности их развития у каждого;
- формирование понимания своего будущего в рамках региона и своего города;
- оценка своих навыков и возможность их развития;
- умение видеть свои возможности и ограничения;
- моделирование среды, в которой комфортно учится и понимание как на это можно влиять.
В программу профильного модуля были включены следующие мастер-классы: «Театральная студия», «Гончарное дело», «ЕшКа» (приготовление блюд из европейской кухни), «Proтанки» (воссоздание по средствам игровой деятельности важных событий Великой Отечественной войны, с целью противодействия фальсификации истории), «Арт-дизайн» (изготовление собственной дизайнерской футболки), «Ямальский сувенир» (изготовление сувениров из бисера).
Спортивно-оздоровительный модуль состоял из креативных утренних зарядок, занятий по кундалини йоге, соревнований по футболу, волейболу, прыжков с парашютной вышки, туристических походов в дневное время суток, туристической эстафеты в несколько этапов. Туристическая эстафета реализовывалась совместно с представителями АНО «Центр поискового добровольчества», поисковой группы» ДПСО «ЛизаАлерт» Ямал.
Коммуникативный модуль включал в себя: игры на сплочение, командообразование, выявление лидерских качеств, шоу программ, интеллектуальных игр, беседы на тему: «Что такое любовь?» с обсуждением традиционных семейных ценностей. В ходе реализации коммуникативно-творческого модуля совместно с Региональным отделением ВОД «Волонтёры победы» по автономному округу была проведена Всероссийская интеллектуальная игра «Риск», посвящённая празднованию дня России на тему: «Победы России».
В программу сборов были включены профилактические, а также профориентационные беседы с участием приглашённых специалистов:
- профилактика ВИЧ-инфекции путем пропаганды здорового образа жизни (желающие могли сделать тест на ВИЧ-инфекции);
- оказание первой доврачебной помощи, при поддержке участников Регионального общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтёры-медики»;
- предупреждение и профилактика нарушений ПДД с предоставлением для ознакомления патрульного автомобиля, совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по г. Ноябрьску;
- центра по противодействию экстремизму УМВД России по ЯНАО в г. Ноябрьске на тему: «Экстремизм – реальная угроза жизнедеятельности государства», включающая просмотр фильма «Снег в пустыне»;
- сотрудника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Ноябрьск на тему «Профилактика ЧС в летний период» с предоставлением для ознакомления пожарного автомобиля.
Мероприятия направленные на формирование идентичности под руководством Горшунова В.С.:
- проведён цикл теоретических, практических и психолого-практических мероприятий, направленных на создание формы субкультурной организации, для профилактической работы с «трудными» подростками;
- теоретические занятия были посвящены выявлению маркеров подростками и противодействию таким деструктивным явлениям, как - АУЕ, «Колумбайн», Мизантропия («человеко-ненавистничество»), различные формы депрессивного мировоззрения.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практика- стремление подростков к самостоятельности;
- выход за пределы дозволенности;
- значимость мнения группы сверстников.
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Круглосуточное психологическое сопровождение участников на всех этапах реализации программных мероприятий. Недирективная форма взаимодействия с подростками, в процессе которой была предложена психологическая помощь, направленная «на развитие и саморазвитие самосознания личности», активизирующая собственные ресурсы человека.
Этапы реализации практики- увлечь несовершеннолетних новым, необычным делом, в котором они могли бы достичь определённых успехов. Любой успех поощрялся «перспективками»;
- подчёркивая достижения, повысить статус подростка в группе сверстников;
- восстановить и укрепить доверительные отношения со взрослыми;
- помочь включиться в учебную работу, основную для школьника, представить её как путь закалки воли и характера;
- формирование новых способов мышления;
- рефлексия над жизненной позицией.
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)В 2021 году Сборы прошли с 31 мая по 9 июня на базе ГБУ ЯНАО «РЦПВ». Произведённые расходы: более 3 млн. руб., приглашено более 20 специалистов различной специализации для работы с подростками.
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?Для проведения Сборов были приглашены квалифицированные тренеры и специалисты.
Количественные результаты реализации практикиВ ходе теоретических занятий было проведено анкетирование
62 подростков, участвовавших в мероприятии, на формы традиционной идентичности. Анкетирование показало, что у подавляющего большинства подростков на данном возрастном этапе не сформировано поле традиционных видов идентичности. Отсутствует устойчивая программа для доведения положительных примеров форм традиционных видов идентичности (национальной, конфессиональной, гражданской, экологической). В связи с этим широко открыта возможность воздействия различных идеологий деструктивных субкультур, закрепления у них отрицательных форм общественного поведения. По итогам анкетирования были отобраны 20 подростков для проведения практических занятий (в количестве 18 часов), которые проходили в формате туристических походов данные мероприятия позволили сформировать две субкультурные группы подростков из г. Ноябрьска и г. Нового Уренгоя – участники которых являются частью социализирующего механизма в формате туристического клуба, объединяющего в себе единство трёх аспектов идентичности: сознательная самоидетификация, эмоциональное переживание, социальная репрезентация. Позитивный опыт социализации субъектов в субкультуре туристического клуба позволит решать сложные жизненные ситуации не нарушая закон.
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)По итогам прохождения программных мероприятий у участников сборов наблюдается положительная динамика:
- снятие с учётов более 50%несовершеннолетних;
- заинтересованность несовершеннолетних «бывших участников» принять непосредственное участие в реализации программы Сборов в качестве Волонтёров проекта (по итогам проведения Сборов в 2021 году в числе участников – 30 % участники 2019-2020 гг. прибывшие на проект в качестве Волонтёров).
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?-
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результаты-
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?-
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?-
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?Основным показателем оценки эффективности проведения Сборов является снятие несовершеннолетних с учётов. По итогам года в автономном округе снято с учёта 56 человек, за весь период проведения Сборов (5 лет) – более 50% участников.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?- Региональное общественное движение добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтёры-медики»;
- Региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы»;
- ОГИБДД ОМВД России по г. Ноябрьску;
- Центр по противодействию экстремизму УМВД России по ЯНАО в
г. Ноябрьске;
- Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по МО
г. Ноябрьск.
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкиhttps://vk.com/perspektivarcpv
Можно ли применять практику в других регионах РФ?Да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?В 2022 году в рамках регионального социального проекта «Альтернатива» проходит обучение для специалистов окружных и муниципальных учреждений сферы молодёжной политики, органов по делам молодёжи муниципальных образований, руководителей детских и молодёжных общественных объединений по вопросам работы с несовершеннолетними, психологи и педагогики.