Описание предлагаемого решения проблемыНаша практика включает целый комплекс обширных и массовых мероприятий, направленных на решение не одной задачи, а их совокупности. Задействовано не одно учреждение. Практика реализуется на межведомственном уровне. Распространена по всей территории региона. Практика разнонаправлена так, чтобы были затронуты все слои населения. Включает в себя разноплановые мероприятия, начиная от «местечковых» психологических тренингов, заканчивая обширными региональными форумами, конференциями и конкурсами. Глубина практики легко просматривается в ее результатах, освещенных в публикациях в СМИ, социальных сетях.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практикаРеализация практики позволяет получить социальные результаты:- улучшение благополучия семей;- укрепление детско-родительских отношений;- уменьшение конфликтов между родителями и детьми;- развитие семейных ценностей.Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Практика основывается на теоретической базе:детско-родительских отношений (Линдси К. Гибсон, Калина О.Г., Панкова Т.В., Хухлаева О.В.,
Ижванова Е.М., Истратова О.Н., Аллан Фромм, Зажигина М.А.);психологии семьи (Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В., Векилова С.А., Бикеева А.С., Шнейдер Л.Б.
);по вопросам профилактики детско-родительских конфликтов (Инина-Понуровская Е. Ю., Е.А. Савиной, Е.О.Смирновой, Анцупов А. Я., Шипилов. А. И.)
Методы работы с подростками: убеждения, стимулирования, осознания своего поведения, анализ жизненных ситуаций, коллективно-творческие дела, акции. Методы работы с родителями и педагогами: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые
Этапы реализации практики1 этап – подготовительный
2 этап – организационный
3 этап - основной
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)Материальные, кадровые
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?нет
Количественные результаты реализации практики1. Уменьшение количества несовершеннолетних, совершивших преступление, правонарушение2. Уменьшение количества несовершеннолетних, проявляющих агрессию3. Повышение родительских компетенций
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с подростками целевой группы
5. Уменьшение количества проявления негативных явлений в детской среде
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)Все участники мероприятий и руководители образовательных учреждений отмечают, что главный фактор успеха - методы работы: живое участие, диалоги, тренинги, практические занятия, использование арт-терапевтических техник. Все это позволяет активизировать практико-ориентированную деятельность участников, выходить на конструктивные диалоги решения проблем подростков. Для педагогов стали неожиданностью описанные выше методы работы, отличающиеся от привычных лекционных. Учителя, которые не планировали принимать участие в программе, выразили желание присоединиться к коллегам и получить новые, так необходимые, знания по вопросам работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями). Знания, полученные на семинарах-практикумах, педагоги смогли применить при проведении тестирования подростков для формирования профильного отряда и планировании работы с целевой группой. Участники проекта отмечают изменение и положительную динамику поведения несовершеннолетних, так как видят заинтересованность и желание подростков принимать участие в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?Проводится исследовательская работа по установлению эффективности профилактической программы «Измени свой пульс» в отношении целевой группы – несовершеннолетние 14-18 лет.
Исследование планируется провести в 3 этапа:
1) Констатирующий этап Будет прописан понятийный аппарат исследования. Будут собраны и обработаны первичные («входные») статистические данные по установлению уровня проявления агрессии у несовершеннолетних по методике диагностики состояния агрессивности Басса-Дарки. Собраны статистические данные о количестве совершенных правонарушений, преступлений несовершеннолетними (участниками проекта) по данным Управления семейной политики и обеспечения деятельности КДНиЗП при правительстве ЕАО. Будет дана количественная и качественная оценка результатов констатирующего этапа исследования.
2) Экспериментальный этап
Будет сформирована теоретическая база исследования. Будут разработаны практические сценарии и планы следующих мероприятий:
- курс психологических занятий «Тинейджер в водовороте жизни»;
- комплексные профилактические мероприятия в форме видео-занятий с привлечением специальных ведомственных структур;
- социально-профилактические занятия с использованием игрового оборудования на сплочение;
- встреча с педагогом-психологом на тему «Профилактика агрессивного поведения в подростковой среде. Буллинг. Кибербуллинг»;
- индивидуальное консультирование подростков, состоящих на различных видах учета;
- вовлечение подростков в волонтерскую деятельность.
3) Контрольный этап
Будут собраны итоговые (заключительные) статистические данные по установлению уровня проявления агрессии у несовершеннолетних по методике диагностики состояния агрессивности Басса-Дарки. Собраны статистические данные о количестве совершенных правонарушений, преступлений несовершеннолетними (участниками проекта) по данным Управления семейной политики и обеспечения деятельности КДНиЗП при правительстве ЕАО.
Для определения или опровержения эффективности профилактической программы, при обработке результатов исследования методами математической статистики, будет применим непараметрический критерий знаков G для связных выборок.
Оформлены методология и полученные результаты проведенного научного исследования.
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результаты-
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?-
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?- При проведении видео-занятий с привлечением специальных ведомственных структур, может возникнуть риск недостаточной готовности межведомственных специалистов к реализации данного мероприятия
- Проект планируется реализовать на 3-х пилотных площадках из 2-х муниципальных образований региона. Планируются как очные, так и дистанционные мероприятия. В связи с эпидемиологической ситуаций в мире (Covid-19), может возникнуть риск срыва очных мероприятий.
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?-
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?- Департамент семейной политики и обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Еврейской автономной области
- Уполномоченный по правам ребенка в Еврейской автономной области
- Ресурсный центр добровольчества ЕАО, волонтерские корпуса
- Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Психиатрическая больница»
- Прокуратура ЕАО
- Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз женщин России» в ЕАО
- Отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России
- Следственный отдел по г. Биробиджан
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкиhttp://molodezh79.ru/itemlist/category/360-izmeni-svoj-puls
Можно ли применять практику в других регионах РФ?да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?В области психологии, так как в реализации практики задействованы педагоги-психологи