Психологические феномены и явления, на которые воздействует практикаАгрессия (от лат. aggressio – «нападение») – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Отклоняющееся поведение, основой которого выступает агрессивность личности, является очень широким по спектру своего проявления у детей и молодежи:
– моральное унижение других людей (словесные оскорбления, угрозы, преследование, запугивание), провокации конфликтов;
– физическое насилие (намеренные побои, шлепки, толчки, драки, в том числе массовые);
– жестокость по отношению к животным (пытки, умерщвление, издевательства), экоцид (нанесение намеренного вреда объектам природы);
– вандализм (порча имущества, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.);
– воровство, вымогательство, другие действия, причиняющие имущественный ущерб жертве агрессора.
Отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности выступает предпосылкой формирования делинквентного поведения подростков и молодежи
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)1. Стимулирование, поддержка усвоения обучающимися общественно одобряемого опыта, обеспечение позитивной самореализации и социокультурной активности.
2. Повышение уровня нормативно-правового сознания у обучающихся, формирование нравственно-правовой культуры, базирующихся на нравственных принципах, ответственности; закрепление социально значимых ценностных ориентаций.
3. Развитие у обучающихся социальной компетентности, критического мышления, включение в разрешение различных социальных противоречий, вариативное проектирование обучающимися своего поведения в возможных трудных жизненных обстоятельствах.
4. Привлечение ресурсов из сферы искусства, истории, литературы, религии, традиций, физической культуры и спорта.
5. Обеспечение содержательного досуга; поощрение разработок и реализации обучающихся собственных социально значимых проектов.
6. Психолого-педагогическое сопровождение социализации обучающихся, информирование о возможных способах получения помощи от профильных специалистов; формирование жизнестойкости и социально востребованных жизненных навыков.
7. Учет при конструировании профилактических программ индивидуальных особенностей обучающихся.
8. Гуманистическая ориентированность профилактического процесса в сочетании с высокой требовательностью ко всем субъектам профилактики, в том числе к обучающимся.
Этапы реализации практики- устранение факторов риска агрессивного поведения;
- развитие личностных ресурсов;
- создание развивающей социальной среды
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)Эффективность комплексного сопровождения обучающихся с агрессивным поведением в условиях образовательного учреждения обеспечивается участием в данной деятельности всех субъектов образования с привлечением соответствующих специалистов, при условии действенного механизма их полипрофессионального и/или межведомственного взаимодействия.
Ресурсы образовательной организации позволяют осуществлять профессиональную деятельность по оказанию психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи обучающимся, в том числе создавать условия для адаптации и социализации обучающихся с агрессивным поведением:
-профессионализм педагогов, их ценности, коммуникативная компетентность, креативность; правовая культура; инициативность;
- информационные ресурсы (образовательная среда, учебные курсы, правовое просвещение, электронные средства и т.д.);
- уклад жизни образовательного учреждения, правовое пространство образовательного учреждения; образовательная пространственная среда;
- ресурсы детского коллектива (ценности товарищества, доброжелательности);
- педагогические технологии;
- ресурсы семьи
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?нет
Количественные результаты реализации практики - количество обучающихся охваченных работой специалистов образовательного учреждения;
- количество специалистов образовательного учреждения принявших участие в практике;
- количество мероприятий практики;
- количество методических разработок, рекомендаций;
- количество информационных статей в интернете, на сайте образовательной организации.
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков) По результатам работы с обучающимися:
- снижение агрессивности, как личностного качества;
- изменение стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
- улучшение психологического климата в коллективе обучающихся, создание атмосферы психологической безопасности.
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?Да.
– наблюдение и экспертные оценки поведения обучающихся, воспитанников со стороны педагогов;
– мониторинги – постоянные скрининговые психологические исследования личностных особенностей, связанных с формированием агрессивного поведения;
– индивидуальная психодиагностика обучающихся, требующих особого психолого-педагогического внимания, позволяющую разрабатывать программы индивидуальной профилактической работы с агрессивным поведением.
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результатынет
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?Препятствует достижению результатов:
- бессмысленное и вредоносное ожидание скорого превентивного эффекта, стойкого превентивного результата после небольшого количества мероприятий; установка на «развлекательность» и «простоту» содержания профилактики;
- масштабное девиантогенное воздействие медийно-информационной среды;
- неудовлетворительная профессиональная подготовка педагогических кадров;
- всплеск агрессивности в социальной среде и виртуальном мире;
- семейное неблагополучие и деструктивная модель родительского поведения по отношению к подростку;
- неконструктивные стратегии совладания со стрессом и с трудными жизненными ситуациями, что провоцирует их на безнравственные или антисоциальные формы поведения.
Благоприятствует достижению результата:
- корректное и безопасное информирование о деструктивном поведении;
- формирование социально одобряемых мотивов, конструктивной социальной направленности, установок – «противовесов» агрессивного поведения, неприятия девиантного образа жизни, формирование личностной и социальной ответственности, нормативно-правового сознания;
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?В исключительных случаях, если подросток имеет психические отклонения, которые исправляются только медикаментозным и профессиональным подходом врачей психиатров.
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?Оценить можно следующее:
- изменение уровня агрессивности среди обучающихся;
- улучшение психологического климата в образовательном учреждении;
- повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей,
педагогов);
- повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?Медицинская организация, расположенная на территории Сланцевского района
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкинет
Можно ли применять практику в других регионах РФ?да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?Требуется обучение: психологов, юристов