Комплекс мер и практик по профилактике самовольных уходов, склонностей к антиобщественным действиям, коррекции делинквентного поведения среди воспитанников учреждения

Информация об организации (название, регион, контакты: почтовый и электронный адреса, тел. для связи)
Государственное казенное специализированное учреждение социального обслуживания "Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
400001, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д.11. Тел./факс(8442) 94-70-59
E-mail: vo_src@volganet.ru
Название практики (если есть)
Комплекс мер и практик по профилактике самовольных уходов, склонностей к антиобщественным действиям, коррекции делинквентного поведения среди воспитанников учреждения
Тип практики (устоявшаяся, пилотная, инновационная, иная)
Устоявшаяся
Целевая группа (на кого направлена практика)
1) члены семей воспитанников;
2) воспитанники в возрасте от 05-18 лет, имеющие особенности психического, физиологического, эмоционального состояния:
имеют расстройства психологического развития (42%);
имеют социально-педагогическую запущенность (37%);
задержка речевого развития (14%);
повышенная тревожность (46%);
повышенная агрессивность (27%);
суицидальные тенденции (0.5%);
алкогольную либо наркотическую зависимость (0.1%);
совершившие правонарушения (0.2%);
склонность к побегам (9%);
склонность к воровству (7%);
склонность к депрессивным реакциям (4%).
Описание проблемы, которую решает практика
Профилактика самовольных уходов, склонностей к антиобщественным действиям, коррекции делинквентного поведения среди воспитанников учреждения являются приоритетными задачами в организации социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними. Для решения данных задач учреждением активно используется комплекс мер и практик, привлекаются все заинтересованные ведомства и организации, субъекты системы профилактики беспризорности и правонарушений, функционирующие на территории конкретного муниципального района (городского округа). Первоочередной задачей в решении вопроса профилактики самовольных уходов, совершения антиобщественных действий, других девиаций становится проведение комплексной социально-реабилитационной работы всеми специалистами учреждения: оптимизация процесса адаптации и социализации детей через вовлечение в социально полезную, одобряемую деятельность. Ребенок попадает в социальное учреждение из привычной ему среды в совершенно незнакомую обстановку, где ему необходимо стать самостоятельным, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новом социальном окружении. Именно факт отрыва ребенка от привычной "удобной" обстановки, друзей и выбранных ребенком в качестве авторитетов являются негативными мотиваторами совершаемых действий воспитанниками. Это усугубляется тем, что подросток на момент поступления в учреждение уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и полученного ранее опыта социальной реабилитации в государственных социальных учреждениях.
Анализ делинквентного поведения, совершения самовольных уходов воспитанников из учреждения показал, что основными общими и явными причинами ухода являются:
-психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания в учреждении (на первом этапе реабилитации – от 1 до 3 месяцев пребывания в учреждении);
-желание навестить свое близкое окружение: родителей, родственников, друзей;
-жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от контроля со стороны специалистов учреждения;
-склонность к уходам, бродяжничеству, беспризорности и совершению преступлений («синдром бродяжничества»).
Практика и опыт учреждения показывают, что основными скрытыми/латентными причинами самовольных уходов воспитанников из учреждения за последние три года становились:
1.Паталогические особенности и состояния различного генеза (сниженный интеллект, дромомания, психопатия, нарушения поло-ролевого поведения, расстройства акустического спектра и др.).
2.Острая стрессовая ситуация.
3.Паталогическое влечение (сексуализация, алкоголизация, наркотизация).
4.Острая внутрисемейная ситуация.
5.Ситуативная реакция усиленной акцентуации (реактивное состояние и конфликтные переживания).
Особенная категория детей, совершающих самовольные уходы - это дети, самовольно покинувшие стационарные социальные либо образовательные учреждения, семьи в других регионах Российской Федерации и обнаруженные (выявленные) на территории Волгоградской области. Как правило, эти дети проходят реабилитацию в нашем учреждении. Особенность выстраивания реабилитационного процесса определяется основной/главной целью, которая заключается в возвращении ребёнка домой на территорию другого субъекта. Как показывает опыт учреждения, эти дети не заинтересованы в совместной работе. Кроме этого, это дети с устоявшейся моделью антиобщественного поведения, проявления агрессии в адрес взрослых, в том числе работников правоохранительных органов. Их поведение протестное, характеризуется абсолютным отсутствием боязни и страха за содеянное правонарушение, перед наказанием за проступок. Проведение социальной реабилитации крайне сложно, имеет явный отрицающий со стороны ребенка характер, отличается незаинтересованностью ребенка и отсутствием какой-либо положительной мотивации у него.
Именно поэтому, командой учреждения был разработан комплекс мер и практик по профилактике самовольных уходов, склонностей к антиобщественным действиям, коррекции отклоняющегося поведения среди воспитанников учреждения (далее - комплекс мер и практик). Цель комплекса мер и практик заключается в организации конкретных мероприятий профилактической направленности по предупреждению, выявлению и коррекции противоправного поведения среди воспитанников. С применением межведомственного сотрудничества в реализации задач социальной реабилитации несовершеннолетних в учреждении была выстроена система работы по профилактике возможных самовольных уходов и оказанию комплексной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; организовано социальное сопровождение семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия. Координацию межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов в учреждении осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (далее – КДНиЗП Ворошиловского района Волгограда).
Изменения законодательства, сложность категорий поступающих детей в учреждение на социальное обслуживание, повышение требований надзорных органов к реабилитации воспитанников - все эти факторы диктуют необходимость внесения серьезных корректив в сложившуюся практику организации профилактической работы, в том числе через создание системы, обеспечивающей непрерывное комплексное сопровождение ребенка в учреждении, маршрутизацию личного развития ребенка с первых дней его пребывания в учреждении и до момента его убытия, а также через разработку и утверждение комплекса мер и практик, создание системы эффективной дифференциации степени рисков девиантного и делинквентного поведения и дезадаптации ребенка.