Описание предлагаемого решения проблемыФормирование психологической устойчивости личности подростка к неблагоприятным социально-психологическим факторам посредством психолого-педагогического сопровождения, с учетом выявленных в СПТ факторов риска и редуцированных факторов защиты, активизация личностных и средовых механизмов эффективной адаптации.
Психологические феномены и явления, на которые воздействует практикаI. Когнитивный компонент(создание психолого-педагогических условий
для осознания имеющихся личностных ресурсов, препятствующих вовлечению в зависимое поведение):
1. помощь в формировании самосознания, адекватной самооценки, позитивного самоотношения;
2. помощь в формировании субъектной, ответственной позиции относительно своего будущего;
3. помощь в осознании и актуализации ценностных и смысложизненных ориентаций;
4. помощь в осознании потребности в получении и оказании поддержки окружающим, понимания их поведения, мотивов и перспектив поведения;
5. помощь в расширении представлений об альтернативных способах получения удовольствия.
II. Волевой компонент(создание психолого-педагогических условий
для развития имеющихся личностных ресурсов, препятствующих вовлечению в зависимое поведение):
1. помощь в развитии умения регулировать свое эмоциональное состояние;
2. помощь в развитии способности сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
3. помощь в формировании позитивного отношения к возможностям своего развития;
4. помощь в развитии умения эффективного общения, разрешения межличностных и внутриличностных конфликтов.
III. Поведенческий компонент(создание психолого-педагогических условий
для формирования социальных и функциональных стратегий, препятствующих вовлечению в зависимое поведение).
1. помощь в развитие умения адекватно оценивать и контролировать проблемные ситуации, нести ответственность за собственное поведение;
2. помощь в развитие умения делать самостоятельный выбор, отстаивать свои границы;
3. помощь в развитии умения ставить краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
4. помощь в развитии умения анализировать свое эмоциональное состояние;
5. помощь в развитии умения избегать ситуаций, связанных с различными формами саморазрушающего поведения.
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Основные методы:
Арт-терапия (рисование, песочная терапия, мандалатерапия, работа с камушками, коллажирование).
Сказкотерапия (притчи: процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность).
Тематическая беседа (мини-лекция). На тематических беседах рассматриваются или обсуждаются актуальные для подростка вопросы, касающиеся его внутреннего мира эмоций и чувств, актуальных потребностей и переживаний.
Использование метафорических ассоциативных карт.
Психологические упражнения с использованием игровых платформ.
Игровые методы.Методы психологической диагностики.
Методики и технологии:
Техники работы с метафорическими ассоциативными картами: «Дерево
Как образ человека» Г. Кац, Е. Мухаматулина, «Зонтики» Г. Гераськиной,
«Роботы» Т.Ушаковой.
Технология использования игровой платформы Т.Ушаковой «Портрет в
полный рост», «Дорога к …».
Методики О.В. Хухлаевой по работе с эмоциями, самосознанием.
Диагностический инструментарий:
1. Субшкала «Потребность в одобрении» (желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение). - Методика «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун и Д. Марлоу, адаптация Ю. Л. Ханин)
Дополнительно:
- Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (16-факторный опросник Кэттелла, форма С, 105 вопросов)
- Методика Т. Лири
- Методика «Кто я» М. Кун,
Т. МакПартланд (Модификация Т.В. Румянцевой)
2. Субшкала «Подверженность влиянию группы» (повышенная восприимчивость к воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки). - Тест « Поддаетесь ли Вы чужому влиянию» (Н.В. Киршева – Н.В. Рябчикова) Дополнительно:
- Опросник личностной зрелости Л.Я. Гозман, М. Кроз
- Тест «Склонность к зависимому поведению (Менделевич В.Д.)
- Методика склонности к различным зависимостям (Лозовая Г.В.)
3. Субшкала «Принятие асоциальны х установок социума» (согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распростране ных в маргинальной части общества).
- Методика Терстона по выявлению ценностных ориентаций и социальных установок подростка (адаптированная С.А. Беличевой)
Дополнительно:
- Методика склонности к девиантному поведению (Э.В. Леус);
- Методика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл)
- Методика многомерного шкалирования по выявлению референтных ориентаций подростков (С.А. Беличева)
4. Субшкала «Склонность к риску» (предпочтение действий и ситуаций, выбор альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери).
- Тест склонности к риску (К. Левитин)
Дополнительно:
- Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
5. Субшкала «Импульсивность» (устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций).
- Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова.
Дополнительно:
- Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов)
- Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко (особенности психоэмоциального состояния)
- Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости
6. Субшкала «Тревожность» (предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству).
- "Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина".
Дополнительно:
- Тест школьной тревожности Филлипса
-"Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда"
7. Субшкала «Фрустрация» (психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей).
- Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
- "Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» (Л. И. Вассермана, модификация В. В. Бойко)
Дополнительно:
Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности»
8. Субшкала «Наркопотребление в социальном окружении» (распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих).- Методики на выявление референтной группы - «Мой круг общения» Т.Ю. Андрющенко
9. Субшкала «Принятие родителями» (оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка). - Методика «Рисунок семьи»
Дополнительно:
- Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви
- Методика Рене Жиля
10. Субшкала «Принятие одноклассниками / однокурсниками» (оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности).
- Метод социометричеких измерений Дж. Морено
Дополнительно
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Ф.Фидлер)
- Цветовой тест отношений (тест А.И. Лутошкина)
11. Субшкала «Социальная активность» (активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия).
- Тест жизнестойкости Мади
- Тест на уровень социальной адаптации
12. Субшкала «Самоконтроль поведения» (сознательная активность по управлению своими поступками в соответствии с убеждениями и принципами).
- Опросник "Стиль саморегуляции поведения – ССП" (В.И. Моросанова)
- Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера
13. Субшкала «Самоэффективность» (уверенность в своих силах достигать поставленных целей, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат). - Диагностика самоэффективности. Методика Маддукса и Шеера.
Этапы реализации практики1 этап. АналитическийПолучив результаты СПТ, педагог-психолог анализирует и выделяет группу детей с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение.
Определяется форма психолого-педагогического сопровождения. Для подростков с явной рискогенностью вовлечения в зависимое поведение формируется индивидуальная форма программы, а для подростков с латентной рискогенностью вовлечения в зависимое поведение – групповая форма. Групповая форма проводится с классным коллективом, где процент подростков с латентной рискогенностью вовлечения в зависимое поведение превышает 30% от общего числа учащихся.
2 этап. ДиагностическийФормируется диагностическая программа в зависимости от шкального профиля каждого обучающегося. В программу включается диагностика шкал повышенного уровня по факторам риска и пониженного уровня по факторам защиты. Цель диагностической программы по результатам СПТ подтвердить или опровергнуть результаты по шкалам.
3 этап. ФормирующийОриентируясь на подтвержденные показатели факторов риска и факторов защиты, формируется программа психолого-педагогического сопровождения. Педагог-психолог включает в программу занятия по шкалам факторов риска с завышенным уровнем и по шкалам факторов защиты с заниженным уровнем (для индивидуальной формы сопровождения). Для групповой формы, программа реализуется по всем субшкалам.
4 этап. РеализующийСроки реализации и количество занятий зависят от профиля результатов СПТ и динамики диагностической программы.
5 этап. РезультативныйДанные СПТ следующего учебного года, дают нам возможность сравнить результаты. Если подросток по результатам СПТ не попадает в группу повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение, то психолого-педагогическое сопровождение считается результативным.
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)Требования к материальным ресурсам:1. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:(компьютер (оборудованный звуковыми колонками), выход в интернет, проектор, экран, копировальный аппарат).
2. Библиотека учебно-методической, справочно-информационной литературы.
4. Материалы для арт-терапии. Необходимые материалы для каждого занятия представлены в описании этого занятия.
5. Отдельный кабинет с различными зонами. В перспективе планируется доработка программы в части подготовки «Рабочей тетради к психологопедагогической программе по формированию психологической устойчивости личности по средствам психолого-педагогическое сопровождения подростка, ориентируясь на выявленные факторы риска и редуцированные факторы защиты СПТ».
Требования к специалистам, реализующим программу:Программа реализуется педагогами-психологами образовательных организаций (педагоги-психологи соответствующие профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», имеющие повышение квалификации в области психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста.
Требования к временным ресурсам:В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования программа «Как не просмотреть беду…» реализуется во внеурочной деятельности социального направления, в течение учебного года.
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?Подготовка проводилась с педагогами-психологами Волгоградской области в рамках курсов повышения квалификации НМЦ ППС ГАУ ДПО «ВГАПО», а так же средствами серии вебинаров и методических материалов размещенных на сайте.
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)Результаты наблюдений педагогов-психологов, работавших по программе, свидетельствуют о более частых проявлениях у подростков, принявших участие в профилактической работе, поведения, свидетельствующего об умении адекватно оценивать и контролировать проблемные ситуации, нести ответственность за собственное поведение; делать самостоятельный выбор, отстаивать свои границы, ставить цели и достигать их, анализировать свое эмоциональное состояние, избегать ситуаций, связанных с различными формами саморазрушающего поведения.
Обратная связь участников программы показывает рост позитивного самоотношения;
формирование ответственной позиции и позитивного отношения к возможностям своего развития, относительно своего будущего, расширение представлений об альтернативных способах получения удовольствия и способах разрешения межличностных и внутриличностных конфликтов.
Есть ли система мониторинга и оценки результатов практики?Программа была апробирована в 2020-2021 учебном году, в образовательных организациях Волгоградской области: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №5 городского округа город Михайловка Волгоградской области», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №99 им. Дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко Тракторозаводского района Волгограда», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №35 им. В.П. Дубины» г. Волжский Волгоградской области.
Если проводилось лонгитюдное исследование итогов практики, укажите результатыЛонгитюдные исследования проводятся на базе опорных школ, реализующих программу «Как не просмотреть беду…»
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?Наличие квалифицированных специалистов в образовательном учреждении благоприятствует достижению каждого социального результата практики.
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?При условии реализации программы специалистом, не имеющим высшего психологического образования, опыта и квалификавции, возможны негативные изменения в жизни участников целевых групп.
Можно ли оценить и если да, то, каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?Критериями оценки достижения планируемых результатов являются субшкалы СПТ факторов риска и защиты.
Количественные критерии оценки:Если подросток по результатам СПТ не попадает в группу повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение, то психолого-педагогическое сопровождение считается результативным. Снижение статистики обучающихся с повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение, по результатам СПТ.
Качественные критерии оценки:Результаты наблюдения педагога-психолога, содержание обратной связи от участников программы по формированию психологической устойчивости личности подростка посредством психолого-педагогического сопровождения.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?НМЦ ППС ГАУ ДПО «ВГАПО», опорные школы Волгоградской области:
Михайловский научно-методический округ, опорная школа (муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5 городского округа город Михайловка Волгоградской области»);
Урюпинский научно-методический округ, опорная школа (муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6 городского округа город Урюпинск Волгоградской области»);
Городищенский научно-методический округ, опорная школа (муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская средняя школа №1»);
Камышинский научно-методический округ, опорная школа (муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №9 городского округа — город Камышин Волгоградской области»);
Николаевский научно-методический округ, опорная школа (муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов Николаевска»);
Калачевский научно-методический округ, опорная школа (муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 имени Героя Российской Федерации С.А. Басуманова»);
Волжский научно-методический округ, опорная школа (муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. В.П. Дубины»);
Южный научно-методический округ Волгограда, опорная школа (муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда);
Северный научно-методический округ Волгограда, опорная школа (муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №99 им. Дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко Тракторозаводского района Волгограда»).
Есть ли публикации о практике? Где именно? Приложите файлы или ссылкиЖурнал «Учебный год» № 1 (67) МАРТ 2022.
Раздел «Лучшие психолого-педагогические программы и методики»
https://vgapkro.ru/zhurnal-uchebnyj-god/nomera-zhurnala-za-2022-god/zhurnal-uchebnyj-god-1-67-mart/Программа размещена на сайте Федерации психологов образования России
https://rospsy.ru/node/860Можно ли применять практику в других регионах РФПрограмме присвоен гриф общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» в качестве рекомендованной для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Программа не имеет ограничений для использования в других регионах РФ.
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области – психология, педагогика, право?Не требуется, при наличии базового психологического образования и опыта психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста.
Дополнительная информация о практикеВыступление на Всероссийском вебинаре «Социально-психологическое тестирование как инструмент профилактической работы» аналитического центра ФГБУ «ФИОКО» г. Москва с
«Психолого-педагогическое сопровождение по программе «Как не просмотреть беду…» в контексте социально-психологического тестирования.