Психологические феномены и явления, на которые воздействует практика1. Включение воспитанников в систему воспитательных мероприятий, направленных на коррекцию криминальной направленности личности, переориентацию, формирование базовых национальных ценностей российского общества и их развитие.
2. Формирование у воспитанников СУВУ личностных особенностей, включающих:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- системы значимых социальных и межличностных отношений;
- ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
- социальные компетенции;
- правосознание;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Механизмы воздействия, которые решают проблему (методы и методики)Совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода.
1. Изучение личного дела подростка, определение причин дезадаптации, стиля семейного воспитания, психотравмирующих ситуаций и т.д.
2. Исследование социальных проблем, которые создают затруднительную жизненную ситуацию для подростка.
3. Определение специфики социального окружения, влияющего на процесс развития личности.
4. Изучение личности подростка:
- интеллектуально-мнестический блок (Оценка памяти, внимания, скорости образования навыков. Шифровка «Векслера», методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, методика таблицы «Шульте», цветовой тест М. Люшера, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, человек под дождем, кактус);
- мотивационно-волевой блок (диагностика учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой, опросник Кеттела, методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера);
- эмоционально-личностный блок (опросник Кеттелла);
- психофизиологический блок (методика «Моторная проба Шварцландера»).
Этапы реализации практикиІ. Подготовительный этап (август 2018 года - декабрь 2018 года).
Цель: Разработка Программы развития учреждения на 2018-2020 годы и пакета документации со всеми приложениями по ее обеспечению. Принятие Программы педсоветом учреждения.
ІІ. Практический этап (январь 2019 года – июнь 2022 года).
Цель: Реализация программных мероприятий, мониторинг.
ІІІ. Контрольно - оценочный этап (июль 2022 года – август 2022 года).
Цель: Анализ результатов выполнения Программы.
Ресурсы, которые необходимы для обеспечения практики (материальные, кадровые, временные и иные)Квалифицированные кадры, материальное обеспечение кабинетов сотрудников
Проводилась ли предварительная специальная подготовка специалистов, какая?За 2021 год 117 специалистов прошли специальную подготовку, переподготовку или повысили квалификацию, в том числе:
- 16 человек освоили программу повышения квалификации по должности «Учитель», «Преподаватель СПО»;
- 1 педагог прошел профессиональную переподготовку;
- 20 человек прошли курсы повышения квалификации при ФГБУ «Российская академия образования», г. Москва по программе повышения квалификации «
Образование и психолого-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ»;- 60 человек завершили курс «Цифровая трансформация. Быстрый старт»;
- 2 человека прошли обучение и получили рабочую профессию с присвоением рабочего разряда (мастера производственного обучения);
- 12 человек завершили профессиональную переподготовку по программе «Психология и педагогика отклоняющегося поведения у детей с ОВЗ при ФГБУ «Российская академия образования» с присвоением квалификации «Педагог-психолог»;
- 7 человек приняли участие в обучающем семинаре «Проектирование персонифицированного образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ и их семьи».
Качественные результаты реализации практики (изменения в состоянии, положении подростков)- Формирование навыков саморегуляции воспитанников. Уровень развития навыков саморегуляции воспитанников увеличился на 19%;
- Формирование бесконфликтного общения. Уровень способности к эффективному взаимодействию повысился на 12,5%;
- Формирование самоуважения. Принятие себя как личности. Уровень адекватности восприятия себя и окружающего мира вырос на 17%.
- Формирование способности планировать и выполнять задание. Уровень способности к целеполаганию воспитанников Орловского СУВУ увеличился на 50%.
Что благоприятствует, а что препятствует достижению каждого социального результата практики?Важную роль в достижении результата работы играет комплексный характер психолого – педагогического сопровождения. Педагоги и психологи оказывают комплексную помощь, охватывающие все сферы его деятельности. Помощь охватывает познавательную, эмоционально – волевую, двигательную сферы, оптимизируются социальные связи и отношения. Воспитанник получает необходимую медицинскую помощь, включается в разнообразную деятельность, отслеживается успешность его обучения и налаживание межличностных связей.
Препятствует достижению желаемого результата отсутствие своевременных ответов на запросы субъектов системы профилактики и иных общественных организаций по месту жительства относительно воспитанников.
Есть ли риски, что в результате реализации практики произойдут негативные изменения в жизни участников целевых групп?После выпуска из СУВУ подросток возвращается в ту же среду, в то же социальное окружение, которое привело к проблеме. Сам воспитанник изменился, но нет стопроцентный уверенности в том, что подросток не вернется к прежнему образу жизни. Служба СКС организует просветительскую работу с родителями подростка, проводит индивидуальные консультации и групповые родительские собрания, но риски остаются.
Можно ли оценить и если да, то каким образом оценивается эффективность применения практики, и какие показатели используются?Критериями эффективности реализации учебным учреждением программы воспитания, коррекции и ресоциализации является динамика основных показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся:
Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Сотрудничаете ли с другими организациями в рамках реализации Вашей практики? Какими?Работа по совместному плану с ПДН и КДНиЗП.
Можно ли применять практику в других регионах РФ?да
Требуется ли дополнительное обучение специалистов, реализующих практику? В какой области - психология, педагогика, право?Требуется постоянное обновление информации по блокам программы