Модель профилактической работы ОО по предупреждению курения подростков с интеллектуальной недостаточностью в системе обеспечения психологической безопасности личности обучающихся
Целевая аудитория: Подростки

Краткое описание: Цель проекта: реализация модели профилактической работы ОО по предупреждению курения подростков с интеллектуальной недостаточностью в системе обеспечения психологической безопасности личности обучающихся.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
- предотвращение межличностных конфликтов в диаде: подросток - подросток, подросток - взрослый, подросток - социум;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала;
- развитие социальной и личностной компетентности: обучение навыкам эффективного общения, принятия ответственных решений;
- формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
- формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния, избегания стрессов, разрешения конфликтов;
- развитие навыков здорового образа жизни.
Профилактические мероприятия проводятся ежегодно, с изменениями тематики и формы работы, реализуются комплексные мероприятия по работе с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами, в соответствии с разработанными планами.

В основу разработки проекта для подростков заложены дифференцированный и деятельностный подходы, что предполагает учет особых образовательных потребностей, обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Модель профилактической работы ОО по предупреждению курения подростков с интеллектуальной недостаточностью в системе обеспечения психологической безопасности личности обучающихся включает:
- педагогическое направление;
- акмеологическое направление;
- психолого-педагогическое направление.
Каждое направление работы включает следующие блоки работ:
- образовательные;
- развивающие;
- просветительские /информационные;
- коррекционные.
В реализации модели профилактической работы принимают участие педагогические работники Учреждения (учителя-предметники, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители).
Мероприятия организованы и реализуются в доступной для детей деятельности, комплексно, системно.
Такие формы мероприятий как, «практикум с элементами тренинга», «акция», вызывают у детей огромный интерес, так как представляет для них новую форму работы: здесь у них развивается потребность и способность усваивать представления о себе, об окружающем мире, неотъемлемой частью которого он является. Подобные формы мероприятий доступны для нахождения ответов и путей решения трудных жизненных проблем, конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни.
Мероприятия имеют профилактическую направленность и коррекционно-развивающее воздействие на эмоционально - волевую, коммуникативную сферы. Коррекция осуществляется посредством таких методов, как психогимнастика, игра-драматизация, моделирование ситуаций, ситуационные задания, элементы арт-терапевтических технологий, элементы сказкотерапии, ассоциативные техники (работа с пословицами, притчами, метафорами), эмоциональные техники (фиксация позитивных воспоминаний).
Профилактика в свою очередь осуществляется через информационные презентации, выступления обучающихся, проекции (выставки рисунков, коллаж), просмотр социальных видеороликов, психологических мультфильмов, беседы.
Психокоррекционная работа заключается в стимуляции и фиксации ощущений и осознания ребенком себя как субъекта социума. Предлагаемые методы и приёмы психолого-педагогического сопровождения могут быть реализованы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью в 7– 9 классах при организации внеурочных занятий и внеклассной работы.


Характеристика целевой группы, на которую направлен проект.

Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат Белгородской области представляет собой общеобразовательное учреждение, в котором воспитываются и обучаются дети, имеющие статус ребенка с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие нарушение интеллекта и психосоматические расстройства из 19 районов Белгородской области.
Есть среди них такие, которые до обучения в школе находились в неблагополучных семьях, где процветало жестокое обращение, асоциальное поведение родителей; дети имели опыт проживания на улице, подвергались физическому насилию.

Участники проекта.

Участниками проекта являются обучающиеся 7-9 классов и родители (законные представители) обучающихся, педагогические работники Учреждения.

Основные мероприятия, направленные на реализацию проекта (краткая характеристика).
Во исполнение постановления Правительства Белгородской области
от 28.10.2013 г. №442-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области на 2014-2020 годы» выполняется План мероприятий по профилактике аддиктивного поведения среди детей и подростков:

Реализация проекта проводилась поэтапно:
I. Подготовительный этап:
- изучение и анализ проблемы (выявление детей «группы риска»);
- формирование понимания значимости и необходимости организации работы по данному направлению педагогов и родителей, разработка алгоритмов взаимодействия.
II. Основной этап:
- реализация мероприятий в соответствии с планом работы.
III. Заключительный этап:
- анализ реализации мероприятий проекта.
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровое обеспечение:
подготовить педагогов школы-интерната и родителей (законных представителей) к участию в проекте по профилактике курения.
Материально- техническое обеспечение:
Для проведения мероприятий используются компьютеры, специализированные кабинеты.
Финансовое обеспечение:
Администрация школы-интерната.
Научно-методическое обеспечение:
Обеспечение литературой, видеофильмами, наглядными пособиями.

Достигнутый результат и методы верификации: Результаты проекта.
Данный проект позволяет сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования и воспитания подростков и детей, развитии интересов, в воспитании нравственности и культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни, в подготовке к успешной социализации обучающихся.
Результатами реализации проекта по профилактике курения среди подростков, являются:
- укрепление взаимоотношений школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьников;
- сформированная система ценностных отношений между школой и семьей;
- овладение родителями (законными представителями) новыми психолого¬-педагогическими знаниями;
- психологическое просвещение педагогов;
- установление взаимопонимания родителей и детей;
- создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка;
- профилактика формирования вредных привычек и правонарушений;
-улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями;
-формирование системы творческого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Мониторинг в данном направлении профилактики не предполагается. Анкеты, либо другие тестовые материалы сложны для восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учитывая тот факт, что формы взаимодействия не обозначают прямую цель профилактики, то и сама диагностика становится несостоятельной и неуместной для данной категории детей.

Основным критерием успешности реализации проекта является исключение фактов курения среди подростков школы-интерната, а также удовлетворительные результаты социально-психологического тестирования, которые позволяют сделать вывод, что в жизни обучающихся нашего учреждения, главным приоритетом является здоровый образ жизни.
Все мероприятия находили живой отклик среди разновозрастного социума детей, они были доступны и необременительны. Основной упор делался на позитивное мировосприятие, любовь к окружающим и своим близким.

Анализируя реализацию проекта в целом, можно отметить, что поставленные задачи были выполнены. Благодаря высокому уровню социально-психологической поддержки обучающихся в школе и в семье, созданию единой позиции педагогов и родителей в обеспечение качественного образования и воспитания подростков и детей, повышается их стрессоустойчивость, развиваются навыки компетентного поведения, умения обратиться за помощью.

Период реализации: 2021-2022уч.г.


Контакты

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат"

Белгородская область

Кратко об организации (направления работы, опыт и т.п.): Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат" Белгородской области (Новооскольская школа-интернат) для "особенных" детей с проблемами в развитии (умственной отсталостью) и ОВЗ.

Контактное лицо: Денисова Татьяна Николаевна
Телефон:
E-mail:
Сайт организации: https://shkolainternatnovooskolskaya-r31.gosweb.gosuslugi.ru/
Группы в социальных сетях:
https://vk.com/id186728038
https://vk.com/club162726363