Эффективная практика работы классного руководителя по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации и социуме
Целевая аудитория: Подростки

Краткое описание: Проблема: У детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Не умение контактировать, налаживать межличностные отношения, заниженная самооценка, замкнутость, не умение общаться, неумение планировать свою деятельность, особенность - жить в закрытом мире, низкая активность, не желание принимать участие ни в каких мероприятиях, боязнь публичных выступлений низкое использование ИКТ в учебной, внеклассной и повседневной жизни, недостаточная забота о результативности своей деятельности, невозможность долго удерживать желание узнать что-то новое, отсутствие самостоятельности, самоконтроля, отсутствие навыка следить за своим внешним видов и держать в порядке свои школьные принадлежности – характерные особенности личности ребенка с ОВЗ.
Целевая установка практики состоит в том, чтобы каждого растущего человека приобщить к основам культуры и социализации, сделать способным, адаптироваться в обществе, что требует развития отношений, взглядов, чувств, готовности участвовать в социальной деятельности, повысить качество жизни самого ребенка и его семьи.
Цель: провести теоретический и практический анализ работы классного руководителя, как условие успешной социализации детей с ОВЗ.

Задачи практики:
1. Изучить научную литературу и педагогический опыт по проблеме социализации детей с ОВЗ.
2. Организовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию творческих способностей детей с ОВЗ и создать условия для реализации и демонстрации способностей каждого ребёнка: участие в выставках, акциях, олимпиадах, конкурсах.
3. Обеспечить индивидуальное образовательное сопровождение ребёнка с ОВЗ и охватить детей с ОВЗ дополнительным образованием.
4. Найти и использовать наиболее удачные методы, приёмы и формы организации воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
5. Вовлечь детей с ОВЗ в совместную деятельность с педагогом и другими детьми: занятия, досуги, развлечения.
6. Создать атмосферу психологического комфорта, ситуации успеха для ребенка с ОВЗ.
7. Создать условия для обмена и трансляции опыта между педагогами других образовательных учреждений.
8. Способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Этапы
I этап – аналитический
Апрель – май 2021 г.
Содержание деятельности:
- сбор первичной информации (мониторинги, различные виды контроля, наблюдения, опросы);
- проведение социометрических исследований среди учащихся, родителей (анкетирование);
- обработка собранной информации.
II этап - реализация практики
Июнь 2021- апрель 2022 г.
Содержание деятельности:
- определение кандидатур классных руководителей для классов учащихся с ОВЗ;
- разработка плана воспитательной работы классным руководителем;
- реализация плана воспитательной работы;
-привлечение «внешних ресурсов», сотрудничество с другими организациями;
- привлечение учащихся к участию в акциях, всероссийских уроках, олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях;
- разработка части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
- вовлечение во внеурочную деятельность, через точку роста и дополнительное образование.
- совершенствование школьной системы работы с учащимися с ОВЗ.
III этап – обобщающий
Май-декабрь 2022 г.
Содержание деятельности:
- анализ достигнутых результатов;
- выработка предложений, направленных на улучшение учебно-воспитательного процесса с учащимися с ОВЗ;
- участие в научно-практических конференциях, педагогических советах, совещаниях, семинарах по проблеме;
- определение перспектив и путей дальнейшей работы с учащимися с ОВЗ.
Ресурсы
Кадровые ресурсы: педагог-психолог, социальный педагог, 2 классных руководителя, заместители директора по ВР и УВР, советник директора, 10 волонтёров (учащиеся -наставники).
Материально-технические ресурсы: база МТР МОУ "Мугунская СОШ".
Команда
Ковалева М.В., учитель информатики, 8924878630, marisakokovaleva@yandex.ru
Федорова А.В., учитель начальных классов, 89500794637, afedorova20007@yandex.ru
Учащиеся классов с ОВЗ

Достигнутый результат и методы верификации: Ожидаемые результаты, к которым мы стремились и стремимся:
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Сформированы и развиты и будут продолжать развиваться у детей с ограниченными возможностями здоровья такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социуму и позволят реализовать свой потенциал в обществе, в будущей профессиональной деятельности.
3. Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов, улучшит качество социализации школьников.
4. Педагоги получают опыт работы с учащимися с ОВЗ.
5. Общество получит полноценно развитые личности из числа детей с ОВЗ, максимально адаптированные к жизни в социуме.
6. Родители получают необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с ОВЗ, возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе.
7. Учащиеся школы приобретают ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития.
Итоги реализации практики:
- стабильное повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с учащимися с ОВЗ – 100 %;
- увеличение количества учащихся, мотивированных на активное участие в жизни школы до 80%;
- формирование навыков групповой и наставнической работы, способствующих созданию благоприятного психологического климата в школе, в семье, в обществе- 56 %;
- увеличение до 90% количества учащихся, вовлеченных в творческую деятельность, на участие в различных видах акций, всероссийских уроков, конкурсов, олимпиад;
- увеличение количества учащихся, вовлечённых в спортивную жизнь школы и села, занятых в кружках, секциях до 70 % (учащиеся из соседних деревень).
- родители получили необходимые знания для выстраивания отношений с детьми, повысилась их активность в совместных мероприятиях – 60 %.
Таким образом усовершенствована школьная система работы с учащимися с ОВЗ.
Достигнутые нами результаты превзошли наши ожидания: теперь наши дети стали для нас инициаторами для участия в мероприятиях разного уровня, повысилась их творческая активность, самооценка, внешний вид улучшился и стал соответствовать нормам и правилам, установленным в Уставе школы.
Полученные результаты, способствуют успешной социализации и созданию благоприятного психологического климата в школе, в семье, в обществе.
Вывод:
Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности и только педагог, умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование, добивается высоких и эффективных результатов.
Мы, педагоги, помогаем детям с ОВЗ решить проблему со здоровьем и в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы проявить самостоятельность, инициативу, творчество, свои уникальные качества..

Период реализации: 2021-2022 годы


Дополнительные материалы
Контакты

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мугунская средняя общеобразовательная школа"

Иркутская область

Кратко об организации (направления работы, опыт и т.п.): Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мугунская средняя общеобразовательная школа" - сельская малокомплектная школа, является одним из центров социокультурной жизни села, где учащиеся могу реализовывать свои способности и возможности
Контактное лицо: директор - Фёдорова Людмила Николаевна
Телефон: 89041286542
E-mail: mugun-shkola@yandex.ru
Сайт организации: http://mugunsosh.ru
Группы в социальных сетях:
https://vk.com/mugun_2020
https://ok.ru/group/55179350638829