Программа социально-психологического тренинга "Человек конструктивный" для обучающихся, пребывающих в школьном лагере
Целевая аудитория: Подростки

Краткое описание: В условиях активного развития культуры поддержки и помощи
в воспитательном процессе вопрос психолого-педагогического сопровождения находящимся в школьном лагере обучающимся является особенно актуальным.
В связи с этим возникла необходимость разработки соответствующей программы.
Целью программы социально-психологического тренинга «Человек конструктивный» является создание условий для развития компетенций, способствующих развитию навыков социально приемлемого поведения обучающихся.
Задачи социально-психологического тренинга:
• создать благоприятный психологический климат во временной группе обучающихся (отряде);
• создать условия для отработки коммуникативных, лидерских навыков и конструктивных способов поведения в конфликте;
• создать условия для развития эстетических (музыкальных) компетенций обучающихся;
• создать условия для развития рефлексивных умений.
Каждое занятие программы построено по следующей схеме: вводная часть, погружение, переживание, рефлексия.
Вводная часть тренинга предусматривает решение организационных вопросов (проверка наличия посадочных мест для участников и канцелярских принадлежностей, работы необходимого оборудования, обсуждение регламента работы и т.п.), шеринг. На данном этапе возможно (но не обязательно) проведение вводного упражнения.
Этап погружения направлен на актуализацию темы текущего тренинга
и выявления ожиданий участников.
Этап переживания является основным на занятии и может включать в себя тематические задания и упражнения, теоретические блоки, дискуссии, обсуждения, анализ жизненных ситуаций, работу в группах и т.п. На данном этапе участники получают такой новый конструктивный опыт, который возможно транслировать в их жизнь.
Рефлексия занятия включает подведение итогов, получение обратной связи по тематике встречи, прощание.
Программа социально-психологического тренинга «Человек конструктивный» для обучащюихся, пребывающих в школьном лагере, рассчитана на 9 астрономических часов и состоит из взаимосвязанных тем: «Знакомство. Правила работы в группе» (1,5 часа), «Человек в общении» (3 часа), «Человек – лидер» (1,5 часа), «Человек в конфликте» (3 часа).
Занятие «Знакомство. Правила работы в группе» предполагает вступительный шеринг участников (каждый обозначает своё текущее состояние, актуальные для обсуждения темы и ожидания от встречи), совместную выработку правил работы в группе, выполнение упражнений «История моего имени», «Человек на стуле», обратную связь.
Занятие «Человек в общении» состоит из шеринга, разминочного упражнения «Подпрыгиваем на 3» (может быть заменено на аналогичное), информации о стадиях общения, которые раскрываются в упражнениях – «Конференция» (стадия установления контакта), «Электричка» (акцент на стадию ориентации), «Испорченный телефон» (стадия обмена информацией), «Управляющий в отеле» (стадия аргументации). Обсуждение каждой стадии сопровождается теоретическим блоком информации и практическими рекомендациями. В заключении занятия всеми участниками группы проводится рефлексия.
Занятие «Человек – лидер» начинается с упражнения «Я – лидер, потому что…». Упражнение «Шеренга» способствует осознанию собственной жизненной стратегии, характерной для участников группы. Дискуссия «Преимущества лидера» раскрывает в полной мере положительные и отрицательные стороны лидерской позиции. Закрепить выработанные рекомендации помогает выполнение упражнения «Попасть в круг». Далее проводится групповая рефлексия.
Занятие «Человек в конфликте» кроме традиционного шеринга и заключительной рефлексии включает в себя разминку «Если конфликт – это…». Последующая работа в группах позволяет, с одной стороны, почувствовать актуальные для участников темы конфликтов, продумать более эффективные варианты поведения в них, а также систематизировать возможные способы поведения в конфликтных ситуациях. Упражнение-визуализация позволяет во внутреннем плане проиграть актуальный для участников конфликт, что предполагает достижение психотерапевтического эффекта.

Достигнутый результат и методы верификации: По итогам проведения программы тренинга было проведено анкетирование участников, показавшее, что 100% из них считают данные занятия полезными, 96% опрошенных смогли использовать полученные результаты в реальной жизни, 96% утверждают, что участие в данном тренинге способствовало адаптации к условиям пребывания в школьном лагере и формированию надситуативной позиции в текущих условиях.
Кроме того, апробация программы социально-психологического тренинга «Человек конструктивный» показала заинтересованность учащихся во время занятий и положительную обратную связь.

Период реализации: 01.06.2020 - наст. время


Дополнительные материалы
Контакты

Название организации: ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
Субъект РФ: Белгородская область
Кратко об организации (направления работы, опыт и т.п.): Предметом деятельности Учреждения является оказание населению услуг по предоставлению образования, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Деятельность Учреждения направлена на развитие интеллектуальных и прикладных способностей обучающихся, создание условий для выявления, сопровождения и профессиональной ориентации одаренных детей, создание условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий.

Основной целью, а также основным видом деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Образование (обучение) в учреждении осуществляется русском языке.

По состоянию на 1 сентября 2022 г. общая численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований - 374 человек. Из них 344 обучающихся Лицея-интерната (основное общее образование - 138 человек, среднее общее образование - 206 человек), 30 - обучающихся структурного подразделения ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат».

Учреждение реализует: основные общеобразовательные программы:

образовательные программы основного общего образования (8-9 класс), в том числе с углубленным изучением предметов естественно – математического цикла;
образовательные программы среднего общего образования (10-11 класс), в том числе с углубленным изучением предметов естественно - математического цикла, английского языка, экономики и права;
начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности: дополнительные общеобразовательные программы, к которым относятся дополнительные общеразвивающие программы различной направленности.
Контактное лицо: Писарева Виктория Юрьевна
Телефон: 8(4722)55-49-99
E-mail: lyceum-25@yandex.ru
Сайт организации: https://bel-licei-inter.ru
Группы в социальных сетях: https://vk.com/gbou_biuli