Новости

Мама, я буду панком

Что прячется за странным словом «субкультура»? Как быть, если ваш ребенок решил примкнуть к какой-либо субкультуре? Почему подростку важно быть частью какого-либо движения? Что должен знать родитель об увлечении ребенка?
На эти вопросы отвечают панк и футбольный фанат в прошлом, семейный психолог и преподаватель МГППУ в настоящем Павел Краснобаев и психолог отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ Ростислав Прокопишин.

Заявка на взросление
Под сложным словом «субкультура» когда-то подразумевались хиппи, панки, металлисты, готы, эмо. Каждый из нас не раз встречал этих необычных ребят. Их внешний вид ярко заявлял миру о себе. 
Сегодня подростков, считающих себя участниками какого-то движения не так-то просто вычислить. Внешний вид их не столь выразителен как у панка или гота.

Куда, интересно, исчезли эпатажные металлисты и мрачные готы? Почему не видно удивительных ребят с ирокезами и романтических «толкинисток»?
Семейный психолог и преподаватель МГППУ Павел Краснобаев
Это может быть связано с тем, что раньше субкультура была способом привлечь внимание, способом самовыражения, кроме того, это соответствовало духу времени. Где-то к 2015-му году все стало меняться, эти движения стали неактуальными, появлялись другие сообщества, уже не такие заметные. «Няши», анимешники, спортсмены-зожники, которых сейчас полно в интернете, это скорее, клубы по интересам, чем субкультуры.
Павел напоминает, любую субкультуру объединяет «внешняя атрибутика, музыка, свод какие-то негласных правил и ценностей, которые котируются в этом сообществе».
Например, в доковидные времена в крупных городах появились сообщества любителей очень дорогой, лимитированной спортивной обуви. Движение стало русской калькой с зарубежных «сникерхедов». Ребят из этой тусовки можно вычислить по необычной обуви и разговорам о том, где добыть редкие кроссовки. Но таких «коллекционеров» все же не так много. Более-менее крупным современным сообществом можно считать любителей аниме и фанатов футбольных клубов. Этих ребят, по крайней мере, легко узнать в толпе по сумкам и одежде с анимешными сюжетами и шарфам с символикой футбольных клубов.

Что ищут и что находят во всем этом «движе» подростки?
Психологи утверждают, что субкультура дает подрастающим детям ощущение значимости.
Психолог отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ Ростислав Прокопишин
Подростки хотят, чтобы с ними считались. Примкнуть к какой-либо субкультуре – это такая заявка на взрослость. Сначала они выбирают детские, очень упрощенные варианты, а дальше субкультурность усложняется. Чаще всего, подростки ловятся на внешний вид и музыку. Они должны себя чувствовать в сообществе, с одной стороны, ощущать причастность, что много таких, и с другой, противопоставлять себя миру взрослых.
Как чувствует себя подросток, примкнувший к какой-либо субкультуре?
Семейный психолог и преподаватель МГППУ Павел Краснобаев
Павел во времена своей, не так давно прошедшей, юности, эпатировал общественность дерзким ирокезом и нагло выбритыми висками. 
В подростковом возрасте я был не только панком, но и футбольным фанатом. У меня очень рано, лет в девять, появился вкус к неформальной музыке, когда я услышал  «Кино», «Арию», «Король и Шут». Я рос в рабочем районе, где было очень много гопников. Криминальная составляющая этой «субкультуры» меня не привлекала, я всегда ощущал себя обособленно от них, хотя долгое время общался с этой компанией, потому что больше было не с кем. В 13 лет я познакомился с панками. Их внешний вид мне всегда импонировал, нравилась музыка, которую они слушали. И меня затянуло. Это был период, когда очень хотелось как-то выделиться, плюс чувство протеста. Мне очень нравилось эпатировать своим ирокезом местных гопников. Нам везло, наши гопники нас не трогали – мы с ними вместе росли, у многих в этой гоп-тусовке были братья и отцы. Но любой не местный неформал, появляющийся у нас «на районе» без нашего сопровождения, мог быть избит и ограблен. Однажды одного парня затащили в подъезд и тупыми ножницами состригли ирокез.

Как отнеслись к поведению ваши родители?
Он говорит, что им хватило мудрости пережить этот период с пониманием.
У нас был уговор, если я хорошо закончу учебный год, то делаю то, что хочу, и я готовил их к тому, что к концу учебы выбрею ирокез. Я благодарен своим родителям, бабушке и дедушке за то, что они мне не мешали (хоть и не одобряли), и, насколько могли, относились с пониманием, говоря, «это пройдет». Действительно, прошло через какое-то время. Но когда тебе 13, ты думаешь, что будешь ходить в косухе и с ирокезом всю жизнь. Потом ты начинаешь ходить на футбол, и думаешь «это тоже со мной навсегда». И сейчас я не могу сказать, что мне безразличен панк, неформальная музыка, что упоминания о футболе не вызывают ностальгию, особенно воспоминания о «выездах» (поездка на матч своей команды в другой город). Но со временем приоритеты меняются. Меняюсь я. И это нормально.
Сейчас о своих подростковых увлечениях Павел вспоминает тепло и с благодарностью. 
Панк- рок научил меня не бояться отстаивать свое «я» в одиночку, когда тебе кажется, что «весь мир против тебя», а из поддержки – только небольшая группа друзей по интересам. Мне хотелось показать миру, насколько я не такой «как все». Прошло время, и сейчас я знаю массу других способов, как выделяться не только внешним видом, но и внутренними качествами, профессиональными навыками. Футбол отучил меня бегать от проблем. Сначала физически, когда ты понимаешь, что лучше получить в компании друзей от противника, который превосходит числом и силами, но вместе, чем убежать и потом не очень хорошо себя чувствовать морально. Ребята, если вы читаете этот текст, я вам очень не советую брать с меня пример, - предупреждает Павел.
Сегодня Павел уже давно не бегает от проблем. А когда встречает на улице юношей, которые выглядят как он с друзьями в юности, это греет ему душу и вызывает добрую улыбку.
Подростки – моя любимая возрастная категория.  Я люблю с ними и работать, и неформально общаться. Дети очень тонко чувствуют «своих», даже если ты одет как преподаватель, а не как сверстник. Тем не менее, общаясь с некоторыми ребятами, которые позиционировали себя как «околофутбольщики», я с грустью обнаружил, что они и на футболе-то ни разу не были. А весь их «околофутбол» сводился к «забивам», которые снимаются на телефон, покупке «фанатских шмоток», за которые они просят друг друга «пояснить». Вспоминая, почему я перестал ходить на футбол, понимаю, что это, как раз, и была одна из причин. Я перестал активно ходить на трибуну в 2014-2015 годах, когда сменилась публика (многие из тех, кому сейчас 30-40 лет, устроились на хорошую работу, обзавелись семьей, кому-то – разонравилось), плюс, я перестал получать те эмоции, которые были в самом начале. К тому же, пришедшая на трибуну «молодежь» мало интересовалась историей клуба, не все знали даже состав команд на сегодняшний матч, что уж говорить о великих именах, главных трофеях клуба и других важных подробностях.

Может ли принадлежность к субкультуре рассказать о подростке что-то, о чем не подозревает родитель? Наверняка, есть какие-то причины, почему одни подростки оказываются в «движе» футбольных фанатов, а другие бегут, сломя голову, подержать в руках раритетные кроссовки.
Когда я знакомился с отечественными исследованиями о футбольных фанатах, некоторые авторы отмечали, что часто в эту субкультуру попадают молодые люди, выросшие в неполных семьях, чаще всего без отца, а футбол и его фанатская среда как раз привлекают своей маскулинностью. Некоторым подросткам важно иметь авторитетную фигуру, которая будет служить примером для подражания, и найти ее можно как раз в фанатских сообществах. Мотивацией может быть и тот факт, что в группировках определенной направленности есть своя иерархия, и с помощью определенных заслуг можно успешно «продвинуться по карьерной лестнице». И еще немаловажный момент – если в структуре личности есть агрессивные предпосылки, но конструктивного выхода для агрессии нет, то на футболе (и вне его) можно найти много возможностей, чтобы выпустить эту агрессию.   
Психолог Ростислав Прокопишин призывает помнить, что оборотной стороной подростковых увлечений могут стать интересы бизнеса. Маркетологи ловко ловят подростков в свои лукавые сети, вынуждая родителей тратить деньги на всевозможные, не такие уж и дешевые, шалости. И зачастую, стремление заработать никак не связано с желанием помочь родителям воспитать в детях доброе и вечное.
Психолог отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ Ростислав Прокопишин
Рынок не просто подстраивается под детские интересы, он агрессивно наступает на родителя. От индивидуального таланта маркетолога зависит развитие подростковых движений, которое приводит родителей в магазин за покупками. Это хороший способ продать подросткам сериал, одежду, аксессуары, бижутерию, музыку, электронную игру, журналы, книжки, общение с другими подростками. За этим стоят взрослые люди, которых совершенно не интересует воспитание, их интересует прибыль, привлечение покупателя. «Подростка цепляет тема суицида? Отлично, развиваем эту тему и продвигаем ее!» - такова логика бизнеса на детях и подростках.
Свои интересы продвигает и музыкальная коммерция, и часто это бывает скрыто от родительских глаз.
Подростку что нужно? Громкий звук, танцпол и «тусовка». В крупных городах интерес подростка к общению со сверстниками приводит его на концертные площадки. Зачастую концерты идут поздно, там, как будто, существует определенный ценз и подростка, как будто, не пускают, но он, чтобы показать себя взрослым, изо всех сил старается пробраться туда и освоить взрослое поведение. На этих площадках часто активничают негативные субкультуры. Как правило, там присутствуют ребята постарше, так называемые «пушеры», которые не прочь принести на танцпол наркотики. Есть концертные зоны, продвигающие ЛГБТ во всей красе. Все это происходит под неинтересную, скучную музыку, которую подростки слушают, потому что у них нет образца, на который они могут ориентироваться. Если подросток застрянет на этой танцплощадке, дальше начнутся вечеринки на съемных квартирах, где могут происходить самые разные истории, от которых взрослые пытаются их оградить.
Психолог напоминает, подростки умеют тщательно скрывать от родителей эту сторону своей жизни. Поэтому главное правило ответственного родителя – постоянно интересоваться ребенком, и не пускать его интересы на самотек.
Нужно помнить, что за всеми деструктивными субкультурами совершенно точно стоят циничные взрослые, которых чужие дети не интересуют.
Что делать? Почему дети попадают в деструктивные сообщества, присоединяются к агрессивным и криминальным субкультурам?
Семейный психолог и преподаватель МГППУ Павел Краснобаев
По массе причин. Это могут быть и проблемы в семье, и отсутствие доверительных отношений с родителями, и еще что-то – обычно, это целый комплекс причин. Как врач ставит диагноз по набору симптомов, так психологи обращают внимание на совокупность факторов. Многие взрослые забыли – каково это, быть подростком. Когда ты очень тонко и сильно переживаешь многие события, которые взрослым кажутся незначительными.
Наверняка, каждый родитель был в ситуации, когда ребенок набирался смелости и открывал ему причину своих переживаний - его бросила девушка.
Психологи напоминают, в этой ситуации молодого человека нужно поддержать и дать выговориться (особенно при первой или безответной любви).
Ему кажется, что у него сейчас рухнул весь мир. Но если вы хотите, чтобы ребенок вам больше ничего не рассказывал – скажите: «Ой, да не переживай, найдешь другую!». Наши читатели могут продолжить этот ряд. Взрослые не всегда хотят понимать подростка, и поэтому логично, что ребенок будет искать это внимание где-то еще. Очень важной проблемой считаю отсутствие досуга и мест, где ребята могли бы в свободное время собираться. Мы в свое время собирались по дворам и подъездам, сейчас компании подростков можно встретить в торговых центрах. Если организовать место, где можно провести время с пользой, многих проблем можно будет избежать.
Наконец, одной из причин может быть и главная проблема нашего стремительного века. В бесконечной суете и гонке, мы совсем забываем о себе и о ближнем, нам не хватает простого человеческого участия.
Когда я работал в школе, среди моих подопечных было много детей с девиантным поведением, состоящих на всевозможных формах учета – в школе, полиции, КДН. Мы с коллегой смогли найти с ними общий язык, приглашая их к себе в кабинет просто попить чаю с печеньками, пообщаться в неформальной обстановке. И однажды один самый отъявленный из хулиганов сказал – «мне у вас так нравится, если бы такое было со всеми учителями, я бы даже курить на улицу не выходил на перемене». И тут мы с коллегой поняли, что детям, как и взрослым, сегодня очень не хватает простого человеческого общения. Чтобы в нем увидели не хулигана и школьную проблему, а человека, со своими чувствами, проблемами (которые зачастую кажутся нерешаемыми) и переживаниями.
Что же делать родителям, которые чувствуют, что их ребенок увлекся чем-то не очень правильным?
Психолог отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ Ростислав Прокопишин
Некоторые родители создают родительское сообщество, где прицельно занимаются своими детьми и детьми своих друзей. Ходят в походы, показывают туристические маршруты. Например, родительское сообщество движения «Преображение» летом с подростками восстанавливает храмы. Есть движения учителей. Например – есть такое интересное движение исторический клуб «Серебряный Волк». Его придумал учитель истории. Клуб занимается реконструкцией варяжской дружины на Руси эпохи правления Ярослава Мудрого. Я как-то спросил у основателя клуба, что его сподвигло на это. Он сказал, что ему надоело, что дети не учатся. И у него появилась идея – поработать руками, изучить историю. Он предложил ребятам – давайте попробуем пожить как викинги. Они сами делали предметы быта, одежду. Вот так он спасал трудных подростков от безысходности. По большому счету, подростковые субкультуры – это потребность подростков реализоваться и желание жить интересно. Но так, чтобы взрослые про это мало знали, чтобы это была только их среда, где они сами хозяева. Но это иллюзия. Подростки думают, что они это сами делают, и не понимают, что за любой субкультурой всегда стоит взрослый, который умеет вовремя подстроиться под их интересы.

Шпаргалка для родителей
Если вы заметили, что подросток увлекся…
- проявите искренний интерес;
- не навязывайте свое мнение;
- не обесценивайте увлечение подростка фразами типа «ну, это ерунда, ты фигней занимаешься»;
- почитайте о субкультуре или увлечении, которое интересует подростка;
- спросите у ребенка, чем именно оно нравится, что привлекает его в этом увлечении;
- предложите разделить увлечение с вами: послушать вместе музыку, поиграть в компьютерную игру, посмотреть фильм или мультфильм, но постарайтесь обойтись без комментариев, попробуйте услышать ребенка. Возможно, вы поймете, что в его увлечении нет ничего тревожного.