Родителям

В контакте?

Источник изображения - Фотобанк "Лори"

Институт детского омбудсмена одной из своих стратегических программ объявил работу с тинейджерами. Программа так и называется – «Подростки России». Одновременно Центр развития социальных проектов запустил свой одноименный проект для подростков. Сайт с креативным названием «РосПодрос» станет частью «Подростков России».

С чем связано столь пристальное внимание к современным тинейджерам? Кто они - российские подростки? Трудно ли сегодня быть подростком? И зачем им посвящается такое множество проектов? На эти и другие вопросы отвечают детский уполномоченный Мария Львова-Белова, доктор психологических наук, сопредседатель экспертного совета Госдумы во вопросам семьи, женщин и детей Галина Семья, руководитель рабочей группы программы «Подростки России» Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ Майя Русакова.

Москвичу Егору – 14 лет. Он учится в кадетском классе и заканчивает музыкальную школу по специальности «труба».

- Я не очень-то хотел идти в кадеты, - признается Егор, - но мама настояла. А на трубе заставила учиться бабушка, она у нас оперная певица, считает, что порядочному человеку музыкальное образование не навредит.

Егор честно признается, - «когда я ничем не занят, меня так и тянет залечь на диван с телефоном». На самом деле, он мечтает чаще общаться с друзьями и пойти летом в поход. Но родителям – некогда, а друзья на каникулах разъедутся. 

Чтобы Егор и его сверстники могли общаться друг с другом и чувствовать себя нужными в современном мире, чтобы взрослые смогли научиться говорить с подростками и понимать их, Институт детского уполномоченного придумал специальную программу «Подростки России», а детский уполномоченный Мария Львова-Белова обсудила трудности подросткового возраста с президентом, который поддержал предложение создать Федеральный центр развития программ социализации подростков. За ближайшие три года Институт детского омбудсмена планирует обучать на базе Центра более 10 тысяч специалистов, объединить в единую сеть не менее 100 подростковых центров и обеспечить поддержкой 30 тысяч детей.

Эти задачи Мария Львова-Белова назвала амбициозными, но вполне реальными. Она рассказала, что во время рабочих поездок ей удалось посетить подростковые центры в Нижнем Новгороде, Казани и Новосибирске.

- Они сильно отличаются между собой, но все создают хорошее впечатление правильной, ненавязчивой работы по организации досуга ребят, - говорит детский омбудсмен. - С элементами образования, развития, самоуправления, творчества. Мы хотим, чтобы по всей стране было много подобных центров, где ребенок мог бы получить помощь, поддержку, какую-то необходимую информацию или просто возможность побыть в определенной обстановке – где все свои, где спокойно и надежно.

В планах у Уполномоченного по правам ребенка провести три межрегиональных и большой итоговый Всероссийский форум «Подростки России», который соберет лучшие практики и объединит экспертов со всей страны.

Так кто же он, сегодняшний тинейджер? Блогер-кондитер, зарабатывающий с ранних лет миллионы, гениальный скрипач, победитель Международного конкурса Чайковского, любопытный лентяй ДимДимыч из «Фиксиков» или вынужденный кадет Егор?

– Нет портрета современного подростка, потому что он, к счастью для всех нас – не один, – считает Майя Русакова, руководитель рабочей группы программы «Подростки России» Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка, директор региональной общественной организации социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит», доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ.
Образ современного тинейджера напоминает пирог с начинкой-сюрпризом – сверху талантливые и активные, внизу – трудные. Вопрос в том – кто в середине.

- Мы много знаем о талантливых подростках, потому что много с ними работаем, - объясняет Майя Русакова. ­– Эти талантливые дети учатся в музыкальных или художественных школах, занимаются спортом, имеют активную жизненную позицию. В поддержку этих детей в нашей стране за последние десятилетия были сделаны колоссальные вложения, как финансовые, так и организационные. У нас есть чудесные лагеря, в которые попадают дети благодаря своим достижениями («Сириус», «Океан», «Зеркальный»). Эту группу детей мы хорошо понимаем.

Со второй группой тоже все более-менее понятно. Трудные подростки, к поведению и исправлению которых специалисты испытывают особый интерес со времен гениальных Макаренко и Сухомлинского, были во все времена. Сегодня данные Института Уполномоченного по правам ребенка в РФ говорят о том, что трудных проблем взрослым предстоит решить немало. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в прошлом году оказалось 109 873 человека. Более 29 тысяч несовершеннолетних совершили преступления. Эксперты отмечают, неблагополучная статистика за последние три года, идет на спад. Но работы нам с вами предстоит еще очень много. 

- Вообще, все подростки априори находятся в группе риска, сталкиваются с трудностями, - считает детский омбудсмен Мария Львова-Белова. - Это особенность их возраста, когда человек уже перестал быть ребенком, но не стал еще взрослым с точки зрения планирования действий и принятия ответственности за свои поступки. Поэтому любому подростку может понадобиться поддержка. Что касается термина, то он о том, что с таким подростком трудно взрослым. Мы, в первую очередь, не знаем, как нам действовать, как ему помочь. Но в том числе, его поведение приносит трудности ему самому, его близким, семье и окружающим. Тут важно отделять ребенка от проблемы. Есть он, а есть трудности в связи с его поведением.

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова, как и положено детскому правозащитнику, - уверена, в целом, у нас растет прекрасная молодежь.

- Мы видим это, в том числе, и по нашим Детским общественным советам, которые есть сегодня практически при каждом уполномоченном по правам ребенка в регионах, - говорит она. – Это активные, инициативные и открытые ребята. Что касается девиантного поведения – этому всегда есть свои причины. Это могут быть проблемы в семье, социальное неблагополучие, агрессивная внешняя информационная среда, высокий уровень стресса из-за загруженности, травля в школьном коллективе, какие-то ментальные нарушения или ситуация неуспеха, подавленности.

Именно поэтому Институт детского уполномоченного озаботился созданием подростковых центров для ребят, куда бы они могли прийти в любой непростой для них ситуации, получить помощь, поддержку или просто отдохнуть.

- Подростки нуждаются в безопасных пространствах, в которых они найдут приятие и понимание, без упреков и нравоучительства, - убеждена Мария Львова-Белова.
В пример детский омбудсмен привела историю Центр наставничества для подростков «Хулиганодом». Один из подростков, агрессивный и склонный к деструктивному поведению, оказался в поле зрения органов профилактики. По совету своих друзей он пришел в подростковый центр. Оказалось, что юноша из многодетной, малообеспеченной семьи, а в школе введена форма: брюки и рубашка.

- Но у семьи нет денег, чтобы купить форму, и парень ходит на занятия в спортивных штанах и футболке, - рассказывает Мария Львова-Белова. - Мальчик стал подвергаться нападкам не только со стороны учеников, но и со стороны некоторых педагогов. Ответная агрессивная реакция не заставила себя ждать. В «Хулиганодоме» подросток обрел наставника, поддержку, многие проблемы в школе, во взаимоотношениях с одноклассниками удалось решить, конфликты были исчерпаны. Важно не ставить на подростке, совершившем правонарушение, клеймо преступника, а дать ему возможность, помочь вернуться к нормальной жизни. Ведь часто подросток мог оступиться, не понимать последствий своих поступков, действовать под давлением более взрослых правонарушителей. Надо отделять человека от его поступков. И, конечно, использовать современные технологии и подготовленных специалистов, чтобы помочь подростку переоценить свое отношение к жизни.

Детский омбудсмен считает, что девиантному поведению подвержены дети не только из неблагополучных семей или семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По ее мнению, трудным может стать и подросток из благополучной семьи, где нет взаимопонимания, нет хороших детско-родительских отношений.

- Бывает, ребенок настолько перегружен всевозможной деятельностью – учебой, занятиями в различных кружках и секциях, что ему просто нужно место, где он может выдохнуть, - говорит Мария Львова-Белова.

О чрезмерной нагрузке современных детей говорят многие эксперты.
- Мы занимаемся проблемой субъективного благополучия, - рассказывает доктор психологических наук, сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи и женщин Галина Семья. - Субъективное благополучие показывает удовлетворен ли ребенок, как он живет, как с ним общаются в школе, дома. Недавно мы провели исследование, которое позволяет выявить, что нужно сделать, чтобы ребенок себя чувствовал благополучно и определяет зоны неблагополучия.

Показало ли исследование чего не хватает для счастья нашим детям?
- Внешнее субъективное благополучие ребенка часто не совпадает с нашим представлением о его благополучии, - говорит Галина Семья. - Мы считаем – хо-хо, нагрузили кружками, все в порядке! Когда мне в детском доме рассказывают, что у них столько-то кружков, все время у детей расписано, я спрашиваю – а когда они отдыхают? Когда у них свободное время? А позже, главной проблемой выпускников детских домов – они не знают, чем себя занять в свободное время, потому что в свободное время он пилил, выжигал и танцевал.

Ко всему этому добавим всевозможные трудности взросления - от физиологии до бесконечных сомнений, пандемию, которая сделала все, чтобы общаться друг с другом стало труднее, возросшие обязательства – и мы поймем, быть подростком сегодня – еще то испытание.

- Давление, которое сегодня переживают подростки, ожидания со стороны родителей, общества, школы – очень большие, - говорит Майя Русакова. - И мне кажется, иногда они непомерны. Мы много лет шли по пути усложнения программ, кружков, занятости, жизни и потеряли что-то более важное – само детство. Меня удивляет, насколько ребенку хватает стойкости вынести все наши ожидания, соответствовать им и вести полноценную жизнь.

По словам Русаковой, сегодня взрослым нужно взглянуть на детство под другим углом.
- Мы традиционно воспринимаем ребенка как недовзрослого, все время готовим его ко взрослой жизни, - объясняет социолог. - Основная тема нашего диалога с детьми - когда ты вырастешь, ты поймешь, осознаешь, сможешь, будешь. Это всегда в будущем времени. Но детство длится 18 лет и это очень большой период жизни. Постоянная готовность к тому, что где-то когда -то наступит светлое будущее, приводит, скорее, к негативным последствиям.

Психолог Галина Семья считает, что вопрос о границах детства сегодня остается открытым.

- Есть две современные концепции, - говорит Семья, - одна утверждает, что период детства сокращается, потому что с помощью Интернета дети начинают рано примерять на себя разные социальные роли, получают много дополнительной информации, и раньше становятся взрослыми. А другая концепция говорит, - нет, все наоборот, период детства стал удлиненным, ребенку нужно научиться многим новым ролям, с которыми он встретиться с жизнью.

И пока специалисты ищут ответы на вопрос - трудно ли сегодня быть подростком, мамы-эксперты заявляют – трудно быть родителем подростка.

- Мне кажется, быть родителем – очень сложно во все времена, - говорит Майя Русакова. - Тебя никто не учит быть родителем, никто не даст сертификат и не скажет - теперь ты точно готов. Для многих родителей одаренных подростков, талантливость – большой челлендж, особенно когда в регионе нет инфраструктуры, которая будет поддерживать эту одаренность. Родители гордятся ребенком, любят его, но часто не могут обеспечить ему все необходимое, чтобы он развивался. Если говорить про родителей, которые сталкиваются с девиантным поведением, это тоже не всегда бывает ожидаемо. Многие родители сегодня сталкиваются с тем, что не знают, как адаптировать себя к миру, в котором живет современный подросток.

По мнению детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой родителей подростков ждет еще одно испытание – стать не только наставником, но и другом, которому ребенок доверяет и приходит за советом в самых непростых ситуациях.

- Выслушать, поддержать, не осуждать, защитить, не навязывая свою точку зрения как единственно правильную – наверное, лучшая линия поведения по отношению к своему подростку, - убеждена многодетная приемная мама Мария Львова-Белова. - Но бывает так, что эта связь прерывается, родители не могут найти подход к подростку, он закрывается и не получая ответов в своей семье, начинают искать авторитетов среди друзей, своего окружения и, но нередко это не лучший выбор. Здесь родителю важно не бояться обращаться за помощью к специалистам. Но, в любой ситуации, уважение и любовь - универсальные рецепты, которые помогают решить многие трудности.
Так кто же все-таки находится в той самой начинке-сюрпризе? Между талантливыми и трудными?

- Выясняется, что специалисты не так-то много уже знают об этих подростках, - говорит Майя Русакова. - Проект «Подростки России» посвящен тому, чтобы составить портрет подростка, понять, какие потребности существуют сегодня у современных детей, у специалистов, которые с ними работают, у родителей, которые хотят быть хорошими родителями. 

Но самое главное, проект "Подростки России" поможет создать сообщество профессионалов, объединит исследования, а так же лучшие практики работы с современными подростками, научит родителей лучше понимать своих юных бунтарей, и постарается привлечь этих самых бунтарей к созданию дружелюбной среды для самих же себя.

Ответственность за содержание и достоверность информации несут авторы материалов.
Мнение редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов.